antalya escortdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelervozolelf bar 5000vozol gear 10000elf bar 5000istanbul escorthacklinktaraftarium24idpcongress.orgwww.buharkolik.netadaxbet.orgtoscanello purocaptain blackmarlboro double fusionmarvel sigaraharvest sigarasenator sigarakalpli sigaramilano sigarakeno club sigaradjarum blackal capone sigarayeşil periiqos sigaraBackwoods puroSobranie sigaradavidoff sigaraistanbul vito kiralamavozol 10000elitroyalelektronik sigarabetparkbetebetvip vito kiralamaesenyurt escortkonya escortmuğla escortkütahya escortsikiş izleporno izlepornoporno konulu izleporno izlepornomatadorbetTipobetbetpasbets10Marmaris Escort
Драматург Александр Островский / РИА Новости

Тайны гения из Замоскворечья: театральный мир отмечает 200-летие Александра Островского

  • Ольга Никитская
  • 17.04.2023

12 апреля этого года в России отметили 200-летие великого русского драматурга Александра Островского. Имя его в истории отечественной культуры занимает особое место. Островский не только писал пьесы и привнес многое в теорию и практику театра, он еще и переводил произведения зарубежных классиков, в том числе Уильяма Шекспира, делая эти литературные шедевры доступными для всех. Пьесы же самого Островского особенно активно ставились в Малом театре, который даже носит название Дом Островского.

Горящий, чуть воспаленный взгляд, но спокойно лежащие на коленях руки, высокий лоб с намеком на морщину… На всех портретах Александра Островского, а особенно на знаменитом портрете кисти Василия Перова, есть это напряжение, внутренний звон, его нельзя не почувствовать: Островский будто хочет передать нам, донести сквозь века. Но что?

Рожденному в Замоскворечье, в самом средоточии купеческой среды, Александру Николаевичу Островскому было предназначено судьбой стать архиважным человеком для русской драматургии и театра и всей русской культуры. 12 апреля 2023 года весь театральный мир отмечает его двухсотлетие, констатируя: пьесы его не устарели и актуальности не потеряли.

Основоположник русского национального театра, Александр Островский был сыном чиновника, ставшего дворянином в благодарность за безупречную службу. Саше было восемь лет, когда он потерял мать, но с мачехой детям Николая Островского точно повезло — она любила их как родных и активно занималась их образованием и воспитанием.

Александр Островский, чрезвычайно способный к языкам, овладел французским, немецким и греческим еще в довольно раннем возрасте, затем учил английский, испанский и итальянский языки, что позволило ему стать блистательным переводчиком. Именно Островскому принадлежат великолепные переводы Кальдерона, Шекспира, Сервантеса и Гольдони.

Образование Островский получал на юридическом факультете Московского университета. Став служителем судебной канцелярии, он быстро понял, что ему прямо в руки попадает бесценный материал: тяжбы и жалобы друг на друга от представителей купеческого сословия, которое Островский и так знал неплохо, давали базис для пьес, остальное доделывало его воображение.

Уже вторая пьеса драматурга «Свои люди — сочтемся», прекрасно принятая читателями и многими писателями, вызвала бурю возмущений со стороны критиков и «непосредственных участников событий» — купечества. Сочтя пьесу оскорбительной для этого сословия, Николай I не только запретил постановку, но и на пять лет установил за драматургом полицейский надзор.

Но, как известно, все на свете преходяще. Прошла постепенно и опала. И имя Александра Островского как создателя русского театра в самом современном понимании этого слова вошло в историю. Драматург, переводчик, создатель актерских обществ, начальник театрального училища, он разработал настоящую концепцию театральной постановки. Уникальны и его пьесы: они очень живые и не просто отражают жизнь обычных людей в предложенных обстоятельствах, но и делают акцент на внутренней психологии персонажей. Обращение к простым и понятным героям, их живость и жизненность, узнаваемость ситуаций и их максимальная приближенность к тому, с чем люди сталкивались в реальности, поставило творческое наследие Островского на недосягаемо высокую ступень.

…Александр Николаевич ушел из жизни в 63 года, оставив нам в наследство 48 оригинальных пьес и два с лишним десятка высококлассных переводов. Причем удивительно: образ писателя как личности до сих пор для исследователей его творчества не очевиден. Островский был довольно закрытым, судя по всему, человеком, и по оставленным им записям, носящим исключительно деловой характер, крайне трудно воссоздать его личностные черты. Более того — удивительно, но факт: сама смерть великого драматурга не вызвала в обществе волнений, подобных тем, что случились от известий о смерти Пушкина или Достоевского.

…У Александра Островского была не слишком бурная, но все же примечательная личная жизнь. Ее можно было бы и не затрагивать, если бы она так или иначе не отражалась на его творчестве.

Много лет драматург жил невенчанным с женщиной простого происхождения, но доброй и чуткой Агафьей Ивановной Ивановой. Вместе они пережили немало горя — у них родились и погибли пятеро детей. Все отмечали скромность и беззаветность Агафьи Ивановны, Агаши, но когда она тяжело болела, на писателя нашло буквально помрачение рассудка — он влюбился в актрису Любовь Павловну Косицкую. Для нее и, главное, с нее он создал образ Катерины Кабановой в «Грозе», подарив любимой женщине потрясающую роль. Но Косицкая, сыгравшая в итоге Катерину и задавшая некий тон в ее исполнении на долгие годы вперед, любви писателя не приняла и сама стала жертвой чувств, полюбив человека, бессовестно ее обобравшего. После этого Островский резко поменял стиль личной жизни: официально женился на актрисе Марии Бахметьевой, игравшей в Малом театре. До того тихая жизнь драматурга стала бурной: у них родились шестеро детей, но главное — Мария Васильевна предпочитала жить ярко и с размахом. Островскому, получавшему неплохие гонорары, приходилось весьма непросто материально. Не спасло даже расположение к нему императора Александра III, положившего драматургу пенсию в три тысячи с копейками рублей — весьма ощутимую сумму по тем временам. Островский постоянно нуждался, а к тому же славился широтой души и был безотказен, силясь помогать всем, кому мог.

Писал он много, подолгу вынашивая пьесы, а потом довольно быстро их «выплескивая». Бывало, Островский выезжал за границу — оказывался в Европе как представитель русской культуры, но «заграницей», в отличие от многих других писателей, не вдохновлялся.

По счастью, пусть не так просто, как кажется, но пьесы Островского обрели свой дом — Малый театр. Кстати, трагический и горький эпизод тоже связан у Островского именно с этим театром. Задумывая дебютную пьесу, упомянутое произведение «Банкрот, или Свои люди — сочтемся», Александр Николаевич по доброте душевной привлек в соавторы актера-неудачника. Но дуэт как-то не сложился, Островский продолжил работу один. Он читал «Банкрота», уже запрещенного к постановке, в литературных клубах и кружках, а тем временем к нему пришла известность — в театре с успехом прошли «Бедность не порок» и «Не в свои сани не садись». Как и следовало ожидать, успех спровоцировал волну зависти, а там и досужие разговоры — мол, а пьеску-то не Островский написал, а как раз тот самый актер-неудачник… И хотя истина была восстановлена, до нее надо было дожить…

Пьесы Островского нравились людям, поскольку, помимо прочего, в основном были позитивны и дарили внутренний свет — пусть и дальний. Великий русский драматург верил и внушал читателям своих пьес убежденность в том, что мир можно исправить — хотя бы чуть-чуть.

…Герои Островского вошли в нашу жизнь и заняли в ней свои места. Трагическая Лариса и красавец-соблазнитель Паратов, Ераст из «Сердце не камень», Сашенька Негина… У всех героев Островского — яркая речь, проникающая в глубину души зрителя. Играть плохо Островского невозможно, поэтому и сейчас он остается мерилом актерского таланта. Соединение Островского и Малого театра — это тот роман, который не имеет шансов на забвение.

 Лучшие спектакли по пьесам А. Н. Островского в Малом театре

По мнению писателя Ивана Гончарова, лишь после Островского «мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Это было точное замечание: еще при жизни драматурга здание Малого театра начали называть Домом Островского. Александр Николаевич писал и «персональные» пьесы: так, для бенефисов Прова Садовского, например, он написал две пьесы — «Горячее сердце» и «В чужом пиру похмелье», а в честь актера Сергея Васильева была поставлена «Гроза», где Васильеву отдали роль Тихона.

Для нашей подборки мы специально взяли те спектакли, которые были записаны в телеверсиях, благодаря чему сегодня вы можете насладиться их просмотром.

Таланты и поклонники (2019)

Эта пьеса ставилась в Малом театре не раз. История актеров провинциального театра и ближайшего круга их поклонников, среди которых есть и «благодетели», уверенные, что наличие денег позволяет все, и истинные меценаты. Это история про гордость и качество души. В спектакле сыграли Дарья Новосельцева, Татьяна Лебедева, Александр Ермаков, Василий Зотов и другие актеры. Над постановкой работал заслуженный артист России Владимир Драгунов.

Гроза (1977)

Валентин Соболев / ТАСС
Валентин Соболев / ТАСС

Спектакль был поставлен в Государственном академическом Малом театре Союза ССР Борисом Бабочкиным и Феликсом Глямшиным в 1974 году, а фильм-спектакль снят в 1977-м. Это образец классического русского, настоящего театра. Да и пьеса легендарная, для Малого театра и написанная… В главных ролях задействованы звезды — Борис Телегин, Владимир Сафронов, Ольга Хорькова, Людмила Щербинина, Сергей Еремеев, Тамара Торчинская, Аркадий Смирнов.

Бедность не порок (2012)

Изначально пьеса называлась «Гордым Бог противится». Продолжение у этой фразы из Священного Писания такое: «…а смиренным дает благодать». Это пьеса о смиренных добрых людях и русских Святках. Девушку хотят выдать за богатого старика, а она любит молодого. Будет много переживаний и страданий, но атмосфера веселых святочных гуляний не обманет надежд на счастливый финал. Режиссер — Александр Коршунов. В ролях — Дмитрий Кознов, Татья на Лебедева, Любовь Ещенко, Александр Коршунов, Сергей Тезов, Григорий Скряпкин и другие.

Доходное место (1981)

Режиссерами этой постановки были Михаил Царев и Виктор Рыжков. В спектакле играли сам Михаил Царев, Нелли Корниенко, Владимир Богин, Роман Филиппов, Виктор Павлов, Ольга Хорькова, Елена Цыплакова, Елена Доронина, Александр Клюквин и другие. Знаменитейший спектакль Малого театра! Из всех великих комедий Островского «Доходное место» меньше других располагает к умилению: речь идет о том, как жизнь выворачивает молодому человеку руки, заставляя его забыть о тех идеалах, на которых он рос.

Бешеные деньги (1978)

Поставленный режиссерами Николаем Александровичем, Владимиром Бейлисом и Леонидом Варпаховским легендарный спектакль с Элиной Быстрицкой, Юрием Каюровым, Юрием Васильевым и другими. Ах, как любопытно будет смотреть этот спектакль современному зрителю, ведь если он объективен, то параллели между днем сегодняшним и нравами русского дворянства XIX века возникнут непременно. Глобально — это история про «нищего душой и духом» обладателя финансов, четко знающего, как получить что-то для достижения своей цели. И достигнуть ее.

Прямая речь

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР:

— Фестиваль «Островский в Доме Островского» выдержал испытание временем, и пьесы «русского Шекспира», Александра Николаевича Островского, по сей день вызывают у людей смех и слезы, а его великолепный образный язык восхищает точностью суждений и меткостью выражений. Верность классической драматургии — не признак отсутствия новых идей, а свидетельство того, что существуют непреходящие ценности.

Андрей Житинкин, режиссер-постановщик Малого Театра, народный артист России:

— Малый театр — это в известном смысле наш российский аналог «Комеди Франсез» в Париже. Где еще вы встретите такой язык, как у мастеров Малого театра? А какая культура речи, постановка голоса! Потому и такой бешеный успех на гастролях, ведь труппа все время гастролирует. Это и музей, и живая эмоция. И заметьте — в отличие от очень многих театров наши актеры работают на сцене без микрофончиков.

Рекомендации

hacklink Shell Download deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler adaxbet giriş adaxbet
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş betist casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu inat tv xslotx.com dezperadoz.com güvenilir rulet siteleri 24hrbetting.com casino siteleri onlinecasinontx.com slot oyna blackjack siteleri 1xbitgiris.org venusbetgiris.net betebet giriş