Выходя на улицу, можно бегать, дышать свежим воздухом, любить свободу. А еще знакомиться с новыми друзьями и играть не только в подвижные игры, но и в ролевые, одно другое не исключает, а предполагает распределение функций внутри группы и принятие на себя атрибуций — внешности, манеры говорить, действовать. Правила непросто выдерживать, но всегда можешь положиться на товарища. Старшие «мушкетеры» опекают младших. А такой опыт командной игры, когда один за всех и все за одного, конечно, можно получить только вживую. Компьютеру все равно, что и как вы делаете. Равнодушие, холодность такого собеседника приводят к тому, что у ребенка формируется глубокая установка на избегание всяких эмоций. Второй минус компьютерных игр в том, что они не развивают, а чаще всего подавляют воображение. А оно формируется в процессе активного взаимодействия со средой. От того, есть воображение или его нет, будет зависеть будущее ребенка, его умение планировать, предвосхищать, критически оценивать. Простой перебор вариантов на компьютере тренирует память, восприятие, более простые познавательные функции. При этом мышление требует деятельности, примерки, изучения деталей, разглядывания, ощупывания, конструирования. Ребенок должен уметь из подручных материалов делать все остальное, от шапки, меча до домика для проживания. Креативный ребенок всегда ведет себя так, как будто он первый человек на земле. Но поскольку он все-таки не первый, то ему приходится договариваться с товарищами, учиться у них и подсказывать им же. Основы практического интеллекта у ребенка закладываются в реальном взаимодействии. Если не отреагировать на эмоции, которые вызывает ребенок у других, он останется в мире фантазий, научится обманывать, чтобы как-то приспособиться к непонятному миру взрослых и сверстников. Отсутствие обратной связи с миром приводит к одичанию, дезадаптации и даже к криминальным наклонностям. Хакерами становятся дети, которые спят с джойстиком в руке.
Еще одна опасность «компьютерного» воспитания — синдром механического чтения, когда ребенок умеет правильно называть буквы, складывать слова, бегло произносить текст. Но если задать ему дополнительные вопросы, он сразу растеряется. Интерпретировать описанные события не умеет. Точно так он будет разговаривать, не понимая, как будто у него снижен интеллект. Нет, просто его не научили связывать события, людей, предметы, сравнивать их и выделять главные. С детьми нужно не только играть, но и читать вместе. В саге о мушкетерах мне нравится, что у Д’Артаньяна было три товарища, три наставника, каждый из которых мог по-разному интерпретировать события, а это чрезвычайно развивало живой ум юноши. Запомните: в жизни в любой точке есть как минимум 4 варианта выхода. Если вы их не видите, ищите, спрашивайте, размышляйте, обязательно пускайтесь в приключения или хотя бы выходите из квартиры во двор пообщаться с точно такими же «маугли».