Руководитель Центрального театра кукол Сергей Образцов и одна из актрис легендарного спектакля «Необыкновенный концерт», 1979 год / Валенин Кузьмин / ТАСС

Универсальные актеры. Куклы никогда не устают и всегда готовы играть спектакль

  • Армен Мурадян
  • 20.03.2023

21 марта, в Международный день кукольника, Московский театр кукол представит праздничную программу: откроет фотовыставку «Куклы вокруг света», сыграет со зрителями в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и исполнит свой знаменитый спектакль «Гиньоль имени Станиславского» — комедию о жизни театра, его секретах и интригах. А мы в преддверии этого замечательного праздника, который во всем мире будет отмечаться в двадцатый раз, рассказываем о кукольном театре и его забавных актерах.

Это сегодня куклы считаются детскими игрушками, а в древности все было намного серьезнее. Первыми куклами были изображения богов, которые предназначались для совершения разнообразных магических и религиозных ритуалов. Прикоснуться к ним, а тем более взять в руки никто не решался — ни ребенок, ни взрослый человек. Это могли делать только люди, назначенные жрецами. Да и сейчас остались еще те, кто верит в магическую сущность кукол и использует их в своих церемониях — достаточно вспомнить африканских колдунов с их знаменитыми куклами вуду, предназначение которых вовсе не безобидное.

У многих других народов куклы исполняли роль оберегов и талисманов. В славянских языках даже есть специальное слово для таких кукол — их называли берегинями.

Более 10 веков назад, в период распространения христианства появился Рождественский вертеп — композиция, изображающая сцену поклонения волхвов Младенцу. Сначала это была просто красивая сценка из жизни Христа, которую устанавливали к празднику, но позже рядом с вертепом актеры начали разыгрывать спектакли на религиозную тему. Такая традиция существует до сих пор.

Со временем люди стали относиться к куклам более легкомысленно, и те перестали быть носителями сакрального смысла — в них стали играть дети, а затем с помощью кукол начали разыгрывать театральные сценки бытового и фантазийного характера.

Так появились театральные представления с использованием особенных кукол, подвижных и управляемых. Когда это произошло, искусствоведы сказать точно не могут, но упоминания об игровых куклах встречаются у многих авторов Древней Греции, куда искусство театра кукол пришло с бродячими труппами из Индии и Китая.

— Люди долгие века жили без интернета, телевидения и радио, книги считались уделом избранных, а театральные представления игрались только в домах очень богатых и королевских особ, — рассказывает искусствовед Мария Политова. — Поэтому любой приезд в город или деревню цирковой или актерской труппы превращался в огромное событие. Такой же популярностью у неискушенных зрителей пользовались представления бродячих кукольников, которые не только показывали детям забавные сказки и истории, но и давали спектакли для взрослых.

Со временем у людей появились предпочтения, свои любимые кукольные персонажи. Особенно народ полюбил куклу-забияку, именуемую в России Петрушкой. В Англии Петрушку звали Панчем, в Германии — Кашперле и Гансвурстом, в Голландии — Яном Клаасеном, в Дании — господином Йоккелем, во Франции — Полишинелем, в Италии — Пульчинеллой, в Чехословакии — Кашпареком, в Турции — Карагезом. Без этого озорного героя, который мог найти выход из любой ситуации и всегда оставался победителем, не проходило ни одно представление кукольного театра.

На рубеже XIX–XX веков успешные бродячие кукольные театры остепенялись, открывали свои сцены в больших городах. Искусство постановки кукольных спектаклей тоже со вер шен ство ва лось — стали появляться новые направления и разновидности кукол. К началу прошлого века кукольные театры стали пол-ноценным направлением театрального искусства со своими канонами и традициями.

— В течение всего ХХ века это искусство только совершенствовалось, а с появлением кинематографа, мультипликации (в которой появилось отдельное «кукольное» направление), а затем и телевидения только расширило свое присутствие в нашей жизни, — рассказывает Мария Политова. — Причем не только дети наслаждаются творчеством кукольников — вспомните телепрограмму «Спокойной ночи, малыши!», на которой выросло не одно поколение, — но и взрослые. Например, в Америке огромной популярностью пользовалось «Маппет-шоу», в России одно времяна телевидении с большим успехом шла сатирическая программа «Куклы».

Огромное влияние на развитие этого вида искусства оказал актер и режиссер Сергей Образцов. Он создал в Москве свой театр кукол, который стал самым большим в мире. Кроме того, благодаря стараниям этого человека кукольные театры и студии появились во всех крупных городах страны.

А спектакли, которые ставил Сергей Образцов, — «Необыкновенный концерт», «По щучьему веленью», «Божественная комедия», «Дон Жуан» и другие — стали классическими образцами мировой театральной культуры.

Сергей Образцов стал инициатором проведения в Москве всероссийского и международного фестивалей кукольных театров, которые проводятся по сей день, собирая на свои постановки огромное количество зрителей самого разного возраста.

Сейчас в Москве более пятидесяти театров и коллективов, работающих в этом жанре. Во многих театрах есть музеи, в которых можно узнать об истории кукольного театра, о различных его жанрах, разновидностях кукол и о том, как их делают. Во многих музеях даже проводят специальные мастер-классы, где можно примерить на себя профессию кукольника.

А некоторые увлеченные москвичи до сих пор сохранили традицию устраивать домашние кукольные спектакли.

— Идея сделать семейный кукольный театр пришла моей супруге Елене, которая сама создает кукол. Она и раньше показывала детям родственников небольшие рождественские постановки, а когда мы ушли на самоизоляцию, решила сделать полноценный спектакль, — рассказывает москвич Игорь Свеженцев. — С тех пор мы устраиваем дома спектакли, приглашаем друзей с детьми. Некоторые спектакли уже отыграли по нескольку раз — детям так нравится, что они приводят потом своих друзей. А еще снимаем на видео и выкладываем их в популярные соцсети, чтобы все могли посмотреть пьесы. Назвали мы свой небольшой, камерный домашний театр-студию «Ленкины ляльки». У нас в активе уже есть шесть детских кукольных спектаклей.Универсальные актеры. Куклы никогда не устают и всегда готовы играть спектакль

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника, или Международный день театра кукол, пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но, несмотря на то что дискуссия о месте и времени проведения такого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен.

Только через два года, на очередном заседании организации, объединяющей всех кукольников мира, дата празднования была определена. Поэтому традицию праздника открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.

Рекомендации