Трамвай Витязь-М. Агентство городских новостей «Москва»

Узнать, как движется наш город

  • Александр Васькин, историк
  • 31.03.2025

История общественного транспорта Москвы насчитывает уже более 150 лет. А началась она в середине XIX века с извозчиков, которые работали по определенным маршрутам. Они не просто возили пассажиров куда попало, а следовали по установленным трассам, известным как «линейки». Летние поездки осуществлялись на колесных экипажах, а зимой — на санях. Интересно, что уже тогда существовала аналогия с современным такси: можно было разделить стоимость проезда и ехать вместе с другими пассажирами. Извозчики в основном курсировали между центром города и окраинами. Основная часть москвичей не могла позволить себе личный экипаж, поэтому возникла необходимость в общественном транспорте — именно так появилась конка, которая начала развиваться в 1872 году. Существовали даже двухэтажные вагончики, которые назывались «империалы».

С начала XX века конку заменила трамвайная система. Трамваи были более вместительными и быстрыми, а их маршруты — регулярными и удобными для пассажиров. Так, Москва стала трамвайной столицей. В 1908 году было построено кольцо, которое мы сегодня знаем как Московское центральное кольцо (МЦК), а тогда — Московская Окружная железная дорога (МОЖД). Куда и вели трамвайные пути. В 30-е годы XX века троллейбусы начали вытеснять трамваи. Первые линии проходили в северо-западной части города. А в 1939 году по улицам столицы были пущены двухэтажные троллейбусы. Автобусы также заняли свое место среди основных видов общественного транспорта.

Знаковым событием для Москвы стало строительство метрополитена: город преобразился в современный мегаполис с развитой транспортной системой. Так, 15 октября 1934 года из депо «Северное», которое находится рядом со станцией «Комсомольская», отправился в путь первый поезд московского метро. А уже в мае следующего года была запущена первая очередь подземки — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Охотном Ряду» до «Смоленской». Общая длина маршрута составила 11,2 километра.

Сегодня мы наблюдаем разнообразие способов передвижения по городу: от электробусов до современных средств индивидуальной мобильности (СИМ). И даже они постоянно претерпевают все новые изменения. Некоторые москвичи теперь и до метро ездят на электросамокате. Можно сказать, что современный общественный транспорт стал даже комфортнее личного автомобиля. При этом Москва продолжает развиваться еще и как центр туризма. Во многом это происходит благодаря эффективной системе общественного транспорта, обеспечивающей быстрое перемещение по городу, доступное как для жителей, так и для гостей столицы.

Рекомендации