По идее организаторов, название «Зарница» должно было напоминать о больших и страшных военных грозах, которые бушевали в стране во время Гражданской и Великой Отечественной войн.
В СССР первые военно-спортивные игры появились в 1920-х годах. Тогда будущий маршал Семен Михайлович Буденный, организовав пионеров, штурмовал «Перекоп», устроенный на Воробьевых горах в Москве. Инициатива получила такое широкое развитие, что даже в январе 1941 года военно-физкультурный отдел «Пионерской правды» при поддержке комсомола сумел организовать и провести по всей стране военно-тактическую игру «На штурм!». В результате миллионы школьников по всей стране с самодельными винтовками и пулеметами азартно «воевали» друг с другом. Правда, под надзором взрослых. Не прекращались подобные игры и во время Великой Отечественной, когда той же «Пионерке» удалось организовать и провести в 1942 году «Рейд в тыл врага», а в 1943 и 1944 годах «На разгром!» и «На штурм!».
В 1960-е уже под названием «Зарница» игра опять вышла на всесоюзный уровень. Первые правила разработала учительница Зоя Кротова из села Мысы Краснокамского района Пермской области. А уже 23 февраля 1964 года вместе с военными была проведена первая игра. Миллионы тогдашних ребят с теплотой вспоминают свое участие в «Зарнице». А для некоторых, как, например, военного эксперта, капитана 1-го ранга в отставке Владимира Гундарова, игра стала своеобразной путевкой в жизнь.
— Проведение «Зарницы» очень важно для патриотического воспитания молодежи, — говорит Владимир Гундаров. — В годы моей молодости все мальчишки и девчонки были увлечены этой игрой. А когда я как победитель попал на финал во всесоюзный лагерь «Орленок», то понял, что хочу стать только военным и после школы поступил во Львовское военно-политическое училище.
С теплотой вспоминает свое участие в «Зарнице» и руководитель клуба реконструкции «Исторический оркестр» Михаил Кузнецов. По его словам, он пошел учиться в 1985 году, поэтому еще успел принять участие в одной из версий игры, проводимой у них.
— У нас игроки разделились на две команды — «пограничников» и «партизан», — вспоминает Михаил Кузнецов. — Целью «пограничников» было найти и поймать «партизан». А те, в свою очередь, должны были избежать захвата и пробиться к определенной точке. Важным элементом стали четко обозначенные границы «игрового поля» и безопасность всех игроков.
Михаил уточняет, что, кроме этого, они играли по строго обозначенным правилам. Так, например, если у игрока срывались два шеврона, он считался «убитым». А если только один — «раненым». В этом случае он мог передвигаться только шагом, в отличие от своих товарищей, способных бегать. Или дожидаться «медицинской помощи».
— «Зарница», в которую играл я, организовывалась нашими классными руководителями и учителями физкультуры, — говорит реконструктор. — Рядом со школой находился Измайловский лесопарк, в котором несколько классов соревновались друг с другом.
Задания были и на спортивное ориентирование. Выдавался некий маршрут, который мы должны были пройти. В руках у каждого была карта, которая показывала отметки расположения наших точек-целей.
Порадоваться успехам своих детей или поболеть за них могли и родители. Им разрешалось присутствовать на игре и даже помогать.
— Я бы сказал, что сама «Зарница» была похожа на туристический поход с элементами военной подготовки, — уточняет Михаил Кузнецов. — Мне еще доставалась и роль снайпера, потому что ходил в кружок и профессионально занимался стрельбой. Моей задачей было поразить мишени, которые представляли собой пустые пакеты из-под молока, развешанные на ветках деревьев. А еще всем надо было выполнить определенные нормативы по бегу и прыжкам. Игра часто проходила в ряд этапов и занимала несколько часов.
Михаил Кузнецов уверен, что благодаря «Зарнице» у молодежи идет формирование навыков начальной военной подготовки, воспитания чувства патриотизма, товарищества, ответственности и приобщения к здоровому образу жизни.
Стоит отметить, что в «Зарницу» активно играет и современная молодежь. Так, комиссар Московской городской пионерской организации Татьяна Реброва замечает, что сегодня игры организуются для ребят разных возрастов, начиная с учеников 5–6-го класса и заканчивая одиннадцатиклассниками.
— Эта игра ролевая, — говорит Татьяна Реброва. — Она позволяет понять, как живет гарнизон. Но, помимо ролевой нагрузки, «Зарница» прививает определенные туристические навыки выживания, дает определенные знания, связанные с азбукой Морзе, флажковой азбукой, вязанием узлов. А еще ребята проверяют в не совсем привычных для себя условиях свою дружбу. Я уже не говорю про воспитание патриотизма, — уточняет Татьяна Реброва. — Сценарии могут быть самыми разными. Случаются и «ночные маневры», когда ребятам надо, например, принять сигналы азбуки Морзе, поданные фонариком, и расшифровать полученное донесение.
— Иногда игра включает взятие «укрепрайона», захват флага, — продолжает комиссар Московской городской пионерской организации.
Татьяна вспоминает еще один интересный сюжет игры.
— В одном оздоровительном лагере, где мы проводили игру, стоял самолет, подаренный шефами, — говорит она. — Ребята «неожиданно» на него наткнулись и обнаружили внутри «окровавленного» при помощи варенья и кетчупа летчика. Его вытащили из кабины, оказали первую помощь, принесли в штаб. И вдруг он рассказал, что, дескать, когда закончилось топливо, он направил свой самолет именно сюда. Потому что на этой территории бензина достаточно, но надо его найти. С этими словами летчик достал карту, с нарисованными на ней точками. Все отделения, участвующие в игре, направились туда, а там их встретили «враги», которые не желали отдавать горючее.
В результате «боя» точки удалось захватить, а с помощью щупов, которые нам в свое время подарил один бывший сапер, был найден и «бензин». Его роль исполнил чай, который мы перед этим специально развели в пятилитровых канистрах. Летчик всех поблагодарил, отдал пионерский салют и «улетел». Но самой большой наградой для ребят было рукопожатие главкома игры.
ВОЕННОЕ ДЕЛО
Одним из самых зрелищных соревнований военных стал танковый биатлон — прикладные состязания между танковыми экипажами в искусстве вождения и точности стрельбы из установленного на танках основного и дополнительного вооружения среди разных вооруженных сил государств и стран мира.