Вице-адмирал русского Военно-морского флота Степан Осипович Макаров — легендарный военачальник, кораблестроитель и изобретатель. В конце XIX века благодаря его трудам были созданы минный морской транспорт, а также семафорная азбука. Им была придумана целая система сигналов маленькими флажками для регулировки движения судов. Военный историк Андрей Сементковский рассказал, что вице-адмирал еще в юношеские годы отличался от остальных сверстников.
— В 12 лет Степан Макаров впервые вышел в плавание, — рассказывает «ПВО» историк. — Затем последовали более длительные походы, которые продолжались по несколько месяцев. На пятом году учебы исключительные способности Макарова были замечены командующим Тихоокеанской эскадры контрадмиралом Казакевичем. Он назначает кадета для прохождения морской практики на боевых кораблях эскадры, а не на штатских судах, как это было тогда предусмотрено. Эскадренный командир Андрей Попов, познакомившись со Степаном лично, переводит его на свой флагманский корвет «Богатырь».
— Во время одного из походов молодой Макаров успел пообщаться с американскими «морскими волками», которые были шокированы знаниями и умением юноши, — рассказывает Андрей Сементковский. — В 16 лет Макаров окончил военное училище с отличием. И в том же году написал свою первую научную работу.
Через несколько лет Степан Осипович начинает заниматься развитием всего морского флота.
— Будущий вице-адмирал прекрасно понимал, что дело движется к большой войне. Поэтому к концу XIX века Макаров вместе с инженером Александром Поповым начинают разрабатывать радиосвязь, — рассказывает Сементковский. — У изобретателя в то время уже были первые собственные разработки радиотелеграфа — прототипа современной рации. По словам военного эксперта, историка, работа привела к тому, что российский флот получил надежную радиосвязь между кораблями.
— Казалось бы, достаточно простая по нынешним временам разработка существенно облегчила жизнь миллионов моряков, — подмечает историк. — А тогда у Макарова и Попова получилось дать мощнейший толчок развитию всего Военно-морского флота. Но Степан Осипович был разносторонней личностью. Его связывали теплые отношения с художником-баталистом Василием Васильевичем Верещагиным.
— Живописцу нравилось всегда находиться в гуще событий. Это видно по его работам, — объясняет Андрей Сементковский. — Макаров и Верещагин были друзьями. Когда адмирал узнал о том, что художник собирается поехать на Дальний Восток, то предложил сделать это вместе.
Дуэту адмирала и художника удалось сделать очень многое. И если Степан Осипович руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, то Василий Васильевич отвечал за духовное развитие моряков.
…Жизнь двух великих людей оборвалась 31 марта 1904 года, когда флагманский броненосец «Петропавловск», на борту которого находились в тот момент Макаров и Верещагин, подорвался на японской мине.