Ученики столичных медиаклассов после открытого урока пообщались с директором по маркетингу «ВМ» Марией Золотаревой, руководителем проекта «Пресса в образовании» Ириной Сидоровой, учителем истории Александром Оджо (в центре) и руководителем службы сетевого вещания «ВМ» Игорем Настенко. Фото: Алексей Орлов

Будущее за конвергентной работой

  • Александр Кудрявцев
  • 25.10.2021

XIX Московский фестиваль прессы прошел с 14 по 16 октября на площадке медиацентра газеты «Вечерняя Москва». Участниками стали не только представители СМИ, но и ученики медиаклассов столичных школ.

Организаторами Московского фестиваля прессы стали Союз журналистов Москвы, столичный Департамент СМИ и рекламы, а также Союз предприятий печатной индустрии. В течение трех дней прошло множество круглых столов, лекций, мастер-классов и встреч. Они были посвящены издательскому делу, роли чтения в жизни современного человека, работе столичных книжных магазинов, новым тенденциям в СМИ и образу современного журналиста.

— Сейчас расцвет блогеров. Они выпускают свои материалы на электронных площадках. И владельцы этих площадок стараются диктовать свои условия. Я все чаще слышу, как слово «журналист» подменяют понятием «производитель контента». Этого нельзя допускать. Общество не сможет обойтись без ответственной журналистики. Конечно, среди блогеров есть достойные профессионалы. Но далеко не каждый из них может назвать себя журналистом, — рассказал на одном из заседаний председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев.

Участие в фестивале приняли и авторы газеты, которую вы держите в руках. В рамках проекта «Пресса в образовании» прошел открытый урок, посвященный работе различных СМИ. Участниками стали ученики медиаклассов школ № 854 и № 1512.

— Суть проекта «Пресса в образовании» заключается в том, что лучшие журналисты из городских изданий создают для школ содержательный и интересный продукт. Это не новостная газета в привычном понимании. Она нужна для того, чтобы использовать ее на уроках и расширять границы учебника. Газета помогает ребятам работать с современными живыми текстами. Ну и это одно из первых средств массовой информации. Многие медиазаконы были сформированы и апробированы именно газетой, — рассказала руководитель проекта «Пресса в образовании» Ирина Сидорова.

Открытый урок провел учитель истории школы № 854 Александр Оджо. Он рассказал ребятам о том, что в современном обществе самым важным ресурсом является информация. С помощью одного из выпусков газеты «Пресса в образовании» ученики выяснили, какие на сегодняшний день существуют средства массовой информации: печатные издания, телевидение, радио, новостные сайты в интернете. Александр Оджо рассказал участникам о том, как информация передавалась еще даже до изобретения письменности. Также ребята узнали, что в России существуют свыше 300 радиостанций федерального значения и множество региональных. А у каждого печатного издания сегодня есть своя интернет-версия и страничка в соцсетях.

— В России социальными сетями пользуется 99 миллионов человек. Конечно, это гораздо больше, чем тираж любой газеты. Поэтому традиционные СМИ ищут в социальных сетях как свою аудиторию, которая уже знает их, так и новых читателей. И, конечно, у газеты есть ряд преимуществ на этом поле, потому что в редакции работают профессиональные журналисты, — добавила специальный гость открытого урока, директор по маркетингу газеты «Вечерняя Москва» Мария Золотарева.

Продолжая эту тему, Александр Оджо рассказал о главном тренде в СМИ последних лет — конвергенции. Это понятие означает процесс схождения или сближения разных сущностей. Так, в одном издании одни и те же специалисты могут заниматься подготовкой газетных материалов, съемкой новостных сюжетов для телевизионного канала и написанием постов в социальных сетях.

— Уже сложно представить себе успешную редакцию без элементов конвергентной журналистики. На страницах газет можно найти QR-коды для ссылок на социальные сети издания. Чтобы как можно больше расширить аудиторию, СМИ используют все доступные каналы связи, — пояснил Александр Оджо.

Ребята были в восторге от урока. После занятия для них провели экскурсию по редакции «Вечерки». Сотрудники медиацентра рассказали им об истории издания, которое существует уже почти 100 лет. Школьники увидели музей редакции и рабочие места практикующих журналистов. Открытый урок понравился не только тем, кто в будущем хочет связать свою жизнь с газетами или телевидением.

— Я, вообще, планирую работать в рекламной сфере, а не в журналистике. И мне было безумно интересно сегодня на уроке выполнять интерактивные задания и узнавать новое. Ведь часто реклама и СМИ пересекаются, и я думаю, мне полезно будет узнать, как работают все медиапроцессы изнутри, — рассказала ученица 10-го медиакласса школы № 1512 Валерия Протянова.

Еще в рамках Московского фестиваля прессы прошла пресс-конференция, посвященная спецвыпуску издания «Московский журнал. История государства Российского». Только вопросы на этом мероприятии задавали не профессиональные журналисты, а ученики медиаклассов. Редактор московского журнала Кирилл Жижкевич рассказал, что недавно у них вышел специальный выпуск, посвященный столичному метрополитену. Его издание прошло в рамках проекта «Пресса в образовании» при поддержке Департамента СМИ и рекламы Москвы.

— Наш журнал был основан в 1991 году. Мы публикуем тексты в основном краеведческой направленности о столице. Рассказываем о пути развития столичной медицины, транспорта, архитектуры и так далее, — пояснил Кирилл Жижкевич.

В конференции также принял участие журналист и историк Борис Арсеньев. Дети расспрашивали его об истории столичного метро. В 2021 году отмечается 90-летие со дня начала строительства московской подземки. 15 июня 1931 года была принята резолюция о начале строительства.

— Московское метро — историко-культурный феномен. Ни в одном мегаполисе мира транспортная система не переросла свое утилитарное значение. Столичная подземка — это не просто способ добраться из одной точки города в другую. Это такой же равноценный символ Москвы, как Красная площадь и Кремль, — рассказал Борис Арсеньев.

Записи трансляций открытого урока и пресс-конференции можно найти на официальном сайте Московского фестиваля прессы и новостном портале vm.ru.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Впервые Московский фестиваль прессы прошел в 2002 году. По прошествии лет его главные цели остаются неизменными — популяризация чтения, расширение аудитории изданий, повышение интереса к журналистике и демонстрация современных технологий, которые используют в СМИ. Все эти годы площадкой проведения праздника была Поклонная гора.

Там редакции СМИ устанавливали шатры, проводили встречи, мастер-классы и даже концерты. Традиционно в этот день лучшие журналисты получали награды из рук руководителей государственных ведомств и жюри конкурсов. Жители столицы могли весело провести время, познакомиться с коллективами разных изданий и приобрести подписку по льготной цене. Еще во время фестиваля проводились спортивные соревнования, творческие конкурсы, театральные постановки и даже выставки экзотических кошек. Последний раз в таком формате фестиваль прошел в 2019 году. Тогда было организовано порядка 75 различных площадок. В 2020 году из-за пандемии коронавируса мероприятие перешло в онлайн-формат. Однако это помогло расширить аудиторию. В программе стало больше обучающих мероприятий для начинающих журналистов.

Рекомендации