1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com xslotx.com dezperadoz.com güvenilir rulet siteleri 24hrbetting.com casino siteleri onlinecasinontx.com slot oyna blackjack siteleri 1xbitgiris.org venusbetgiris.net betebet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
Mynet Sohbet holiganbet holiganbet sahabet sahabet onwin onwin
levant casino casinolevantgiris.com levant casino levant casino levantguncel.com levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino vidobet vidobet vidobet vidobet denemebonusu.com betgitguncel.org betmaldives.org onlinecasinomaldives Maldives Casino casino siteleri adaxbetguncelgiris.org
ЭкоАкция в ГБОУ "Школа №709" к Дню Земли в Лианозовском заказнике

Экологическое занятие  «Насекомые – энтомофаги. Защита  леса – экологически безопасные методы от вредных насекомых»

  • Подготовила педагог ГБОУ  ДО  МДЮЦ ЭКТ Волкова Т.В.
  • 17.05.2022

 

Копилка педагогического опыта работы.                                        

Возраст обучающихся: 2-8 классы (8-15 лет)

Современные педагогические технологии: опережающие  педагогические технологии, экологическая тема может интегрирована в предмет биологи, экологии, краеведения

Оборудование:  изображения животных, птиц, коллекции насекомых, атлас-определитель «От земли до неба»  Плешаков А.А., определитель птиц, определитель растений, экологические плакаты, дидактические материалы, интерактивные задания для школьников, презентация.

Ход экологического занятия:

  1. Организационный момент.

Инструктаж техники безопасности «Укусы насекомых в природе. Опасность укусов клещей в период весна-осень». Сообщение темы, целей  и задач занятия.

  1. Актуальность экологической проблемы. За прошлые десятилетия для защиты растений применялись химические препараты, обрабатывались лесные  древесные  породы ДДТ, Хлор-содержащие препараты даже обработка лесных массивов велась самолётами АН-24. В почве накопилось большое количество химических загрязнений, поэтому дети и молодое поколение часто страдают хроническими заболеваниями: аллергия, дерматиты.

Новое мышление современных экологов, биологов рекомендует применять экологически безопасные методы защиты культурных растений – биологический метод с помощью насекомых – энтомофагов, птиц насекомоядных.

  1. Объявление темы, постановка цели, задач учебного занятия.

Педагог-эколог

Дорогие ребята! Сегодня  мы отправимся в заочное путешествие в  лес. Часто можно увидеть в лесу повреждённые деревья насекомыми, в сухостое полчища  вредных насекомых. Правда, в природе нет полезных и вредных живых организмов, потому что они составляют пищевую цепочку. Но когда идёт речь о здоровом лесе, тогда человеку нужна помощь незаметных защитников природы.

А что такое лес? Лес – это совокупность растений и комплекс живого, которые взаимодействуют между собой и окружающей средой, непрерывно изменяясь – писал основоположник учения о лесе русский учёный Г. Морозов в 1890г

 

Значение  леса  в  жизни  человека. Лес называют «зелёные лёгкие планеты»

1 гектар леса выделяет  в атмосферу за одни сутки 220-280кг кислорода, а за 1 час перерабатывает 8 кг углекислого газа – такое количество выдыхает 200 человек. На Руси всегда говорили: « Лес – наш кормилец и поилец!».  Рубить дерево воспрещалось нормами народной морали.

Законы леса:

  • Леса дают планете, человеку, животным, птицам свежий воздух, кислород, тень, продукты растительного и животного происхождения; они помогают накоплению влаги; противостоят разрушению почвы. Сохраните их так, чтобы они могли радовать нас и будущее поколения.

2) Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы, которые обитают в почве и опавшей листве. От них в немалой степени зависит здоровье леса.

3) Если вы видите новое, неизвестное вам растение,  насекомое, птицу, то старайтесь узнать его название, сфотографируйте, определите по атласу — определителю. Пытайтесь определить поющих птиц по голосу.

4) Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте , не разрушайте среду обитания — деревья, кустарники, грибницы.

5) Если вам повстречался зверёк в лесу, не пугайте  его, отнеситесь к нему как старший брат. Только жестокий и бездушный человек разорит птичье гнездо или норку зверька.

Наша Москва, Подмосковье находятся в лесной зоне. Почти половина земель в нашей области покрыта лесами.

Типы лесов России: хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес

А в хвойном лесу всего два-три яруса, а почему? ( Ели затеняют, заслоняют свет для других растений,  от хвои почва под елями кислая, растут только травянистые растения – кислица, осока, крапива двудомная, хвощи, папоротники, редко седмичник).

Каждое растение и животное занимают определенную  экологическую нишу, создавая тем самым этажи леса: под землей: приспособились жить дождевые черви, кроты, мыши-полевки, землеройки, на поверхности земли – лоси, зайцы, косули., в дуплах – совы, дятлы, куницы,  а  еще выше- белки, птицы: сойки, сороки, дрозды, синицы, корольки, зяблики и др.

В лесу больше шансов выжить животным и растениям, дать потомство при различных  неблагоприятных условиях.

В лиственном лесу все растения лесного сообщества благополучно уживаются, не мешая друг другу. Это происходит потому что, над землёй и в почве размещаются как этажи, точнее ярусами. В лиственном, смешанном лесу 5,6 ярусов!

Первый ярус  образуют самые высокие деревья – дуб, берёза, липа, сосна. Особую ценность представляет дуб – могучее дерево до 40м, живёт до 1000 лет. Берёза достигает 20-30 м высоты,

Во втором ярусе расположены деревья пониже – дикая яблоня, клён, черёмуха, рябина.

Третий ярус леса состоит из кустарников – орешник, шиповник, бересклет, малина.

Четвёртый ярус – травянистые растения – лютик, гравилат, земляника, гераньлесная, зверобой, зеленчук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная и др.

Пятый ярус – это мхи, лишайники.

Смешанный лес – это лесное растительное сообщество хвойных и лиственных растений, где произрастают сосны, ели, берёзы, дуб, рябина, ольха, осина, кустарники

Задание1. Интер – активное задание. Отвечаем на вопросы по лесоведению.

  • Как называется профессия людей, которые выращивают лес? (Лесни́чий — профессия, специалист по лесномухозяйству, руководитель лесничества или участкового лесничества).
  • Когда празднуют в нашей стране День работников леса? (18 сентября, третье воскресенье сентября)
  • Какие типы леса произрастают в России? (хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес)
  • Какие типы леса произрастают в Москве, Московской области? (лиственный лес, смешанный лес)
  • Почему в смешанном, лиственном лесу больше ярусов, чем в хвойном лесу? (потому что в хвойном лесу затеняют кустарники, травянистые растения высокие ели, сосны)

Задание 2. Укажите лишнее слово в каждой строке.

А) берёза, рябина, тисс ягодный, клён

Б) сосна обыкновенная, платан, ель обыкновенная

В) лиственница, ковыль, пихта, кедр

Г)  дуб, туя, осина, ольха

 Изучение новой темы.

Педагог. Представьте себе (глаза закрыты), мы с вами  весной, летом или осенью в светлом смешанном лесу, ярко светит солнце, на ветках деревьев зеленеют листья.

Далее мы переворачиваем лист, а под ним 100  гусениц зелёного цвета – личинки бабочки пяденицы сосновой или совки сосновой. Личинки  зелёные с блестящими чёрными глазами,   эти гусеницы  очень прожорливы, иногда съедают все листья, остаются  одни тёмные стебли — скелетики. Какие ваши действия? (ответ: собираем личинки в банку???)

А лес  большой, деревьев сотни, тысячи: всех личинок, бабочек  не соберёшь!  Есть много способов борьбы с вредителями, самый безопасный способ биологический, используя насекомых-хищников. Например, жук-жужелица дубравная

Жужелица дубравная – насекомое хищник, уничтожает личинки вредных насекомых, слизней.

Этих жуков надо оберегать!, они верные помощники в защите леса от вредных насекомых. Жужелицы дубравные, жужелицы обыкновенные  уничтожают  гусениц  бабочек, жуков – вредных насекомых леса, слизней

Второй пример. А на листьях берёзы прилетают массово  полчища жуков майских, их сотни, в этот период происходит спаривание взрослых майских жуков, в конце мая самки откладывают яйца, которые превращаются в толстые белые личинки и обитают в почве 4 года, питаясь корнями берёзы, земляники, нанося урон лесу.

Жук майский повреждает листья берёзы

Экологическое занятие  «Насекомые – энтомофаги. Защита  леса – экологически безопасные методы от вредных насекомых»
Жук майский

Личинки майского жука повреждают корни деревьев леса, находясь в почве более 3х лет.

Экологическое занятие  «Насекомые – энтомофаги. Защита  леса – экологически безопасные методы от вредных насекомых»
Личинка майского жука

 

Но у  жуков, бабочек, их личинок  есть свои враги. Как вы думаете, кто? (ответ: птицы)

Правильно, насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки, синицы, дятлы.

Это  верные  друзья леса —  насекомоядные птицы.

Экологическое занятие  «Насекомые – энтомофаги. Защита  леса – экологически безопасные методы от вредных насекомых»
Скворец

Скворцы весной семьёй уничтожают 8 тысяч майских жуков, за летний период уничтожают 40 тысяч вредных насекомых, 6 кг насекомых при выкармливании птенцов

 

Третий пример. В  лесу у  дикой яблони, боярышника, рябины, кустарников иногда скручены листья, почти засохли. Это чья работа? (ответ: тля высасывает соки растений). У тли — вредителей тоже есть враги. Прекрасные насекомые:  златоглазка   и  божья коровка семиточечная.

Экологическое занятие  «Насекомые – энтомофаги. Защита  леса – экологически безопасные методы от вредных насекомых»
Божья коровка семиточечная

Заполним таблицу. Зарисовать насекомых:

 

Насекомые — вредители  растений леса Насекомые — Защитники  леса Насекомоядные птицы Тип леса

 

Насекомые-энтомофаги – это добровольные помощники леса, регулирующие численность вредителей насекомых, слизней. Это биологический метод защиты леса, чтобы  не применять токсичные химические препараты. В переводе с латинского языка Энтомофаги означают Энто – значит насекомое, Фаги – поедать, значит насекомое –хищник, поедающее другое насекомое

 

3. Закрепление изученного материала.

Вопрос: Кто отвечает за экологическое равновесие? (скворец)

Как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека? (пожар, обработка леса химикатами)

Как одним словом можно назвать жужелицу, божью коровку? (Насекомые-помощники в защите растений от вредных насекомых)

Мой вклад в охрану и защиту леса. Чем школьники могут помочь в охране леса от вредных насекомых? Из опыта работы нашего Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения, туризма на протяжении более 20 лет  педагоги –экологи сотрудничаем   с школами разных округов города Москвы, в особенности школой № 709, школой 2044 (СВАО),  школы №546, школы № 536   (ЮЗАО) при тесной поддержке специалистов ГПБУ «Мосприрода» проводим регулярно экологические рейды по расчистке сухих деревьев – источников  заражения вредными насекомыми здоровых деревьев в природных заказниках «Лианозовский, Алтуфьевский, Долгие пруды, Битцевский лес, расчистка аллей от пластика, стекла.

В осеннее — зимний период регулярно  развешиваем кормушки, подкармливаем птиц   в птичьих столовых

Экологическое занятие  «Насекомые – энтомофаги. Защита  леса – экологически безопасные методы от вредных насекомых»

 Подведение итогов экологического занятия. Обращение к человечеству.

  • Всемирный фонд защиты дикой природы предупреждает: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных.
  • Один раз в неделю на планете Земля исчезает один вид животного, растения.

 «Гринпис» предлагает:  Остановить масштабную вырубку девственных лесов,  запретить пластиковые материалы, выделяющие токсин, опасный для здоровья людей, животных, для леса.

 

Рекомендации