Старший преподаватель кафедры музыкальной выразительности Алена Никитина (слева) на мастер-классе показала приемы, позволяющие развить вокальные способности. Анастасия Мальцева, «Вечерняя Москва»

Гласные помогут настроить наши резонаторы

  • Евгения Воробьева
  • 22.11.2018

При поступлении в театральный колледж или университет абитуриента обязательно просят исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать. Для школьников, которые хотят попытать свои силы и чему-то научиться, в Театральном институте имени Бориса Щукина проводят бесплатные программы и мастер-классы. Занятия идут в рамках проекта «Университетские субботы».

Старший преподаватель кафедры музыкальной выразительности Алена Никитина проводит мастер-класс «Проявление первоначальных актерских навыков на музыкальном материале».

— Из сорока поступающих музыкальное образование в лучшем случае бывает у десятерых. Абитуриенты впадают в ступор, когда их просят что-нибудь исполнить, — рассказала педагог.

Алена Никитина посоветовала заранее подготовить песню для поступления и показала приемы, позволяющие развить вокальные способности.

Ежедневно тренируясь, запоет как соловей даже тот, кому медведь уши оттоптал.

— Человека, неумеющего попадать в тональность, называют гудошником. В хоре его можно сразу же распознать, — объяснила она.

На первом курсе студентов учат петь в унисон, когда голоса всех студентов сливаются в один чистый звук. Еще один важный навык — полное раскрепощение. Педагог посоветовала брать простые народные песни и романсы. На них легче всего научиться петь.

Перед исполнением песни голосовые связки надо подготовить. Делать это можно мяукая, как кошка.

— Это уникальный звук, который содержит все гласные.

Произнесите «миэаоу» как бы сверху вниз. Это упражнение очень хорошо настраивает все наши резонаторы, — отметила Алена Никитина.

Чтобы настроить резонаторы еще лучше, нужно с сомкнутыми губами тянуть звук «м» и похлопывать себя достаточно сильно кулаком сначала по грудной клетке, по спине, постучать пальцами по пазухам носа и по лбу. Такое упражнение можно делать и со звуком «з».

Развить вокальные способности и расширить голосовой диапазон помогают природные звуки. Например, можно петь, как кукушка, выть, как волк, или мычать, как корова.

— Когда поете высокий звук, не нужно его «доставать», напрягая связки. На самом деле он находится внизу. Как только мы осознаем этот факт, петь становится легче, — посоветовала преподаватель.

Она добавила, что выполнять упражнения нужно каждый день по несколько минут, тогда вокальные навыки обязательно улучшатся, диапазон расширится. Никакой педагог не сможет поставить голос, если ученик не будет сам осознавать свою ответственность.

СПРАВКА

При поступлении в театральный колледж или университет следует подготовить стихотворение, басню, прозаический отрывок и песню. Репертуар нужно выбирать внимательно: по возрасту и подходящий по темпераменту.

Не стоит брать те произведения, где повествование идет от лица противоположного пола. Приемная комиссия может попросить исполнить пластический этюд на любую тему. Например, изобразить холод или животное.

Рекомендации