Ученик 11-го класса Максим Грабчук на подготовке к Единому государственному экзамену в школе № 2005

Какие изменения ждут выпускников на главном тестировании

  • Мария Соловьева
  • 28.11.2022

Еще более полугода до Единого государственного экзамена, однако старшеклассникам уже пора прилагать усилия, чтобы сдать ЕГЭ на максимально возможные баллы.

Под девизом — «На все сто!» Федеральный институт педагогических измерений совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки провели серию консультаций по подготовке к Единым государственным экзаменам.

Эксперты, руководители экзаменационных комиссий и разработчики Контрольно-измерительных материалов рассказали, каких нововведений стоит ожидать и как лучше готовиться к тестированию.

По традиции самый большой интерес вызывают экзамены по русскому языку, математике и обществознанию, поскольку их сдает максимальное количество участников. Что касается ЕГЭ по русскому языку, то, по словам руководителя комиссии по разработке КИМов Романа Дощинского, изменения в заданиях есть, но их немного.

— В ЕГЭ-2023 по русскому языку изменились формулировки, система ответов и спектр предъявляемого материала в отдельных заданиях. В критериях оценивания соблюдения орфографических и пунктуационных норм исключено понятие «негрубая ошибка», — уточнил Дощинский.

Также он рекомендовал обратить внимание на вопросы, связанные со стилистическим анализом текста, а не только с орфографией и пунктуацией.

Руководитель комиссии по разработке КИМов ЕГЭ по математике Иван Ященко отметил, что содержательных изменений в заданиях по базовой и профильной математике в 2023 году не будет. Поменяется только структура, задания будут сгруппированы по темам.

— Самый неэффективный способ подготовки — это прорешивать много вариантов. Подготовка должна быть тематической. Регулярно тренируйтесь на решении несложных задач, это придаст уверенность в силах и поможет отработать технику, — посоветовал ребятам Иван Ященко. — Не надо пытаться изучать дополнительные методы, они будут скорее вредны, чем полезны.

По его словам, наиболее часто встречающиеся ошибки на ЕГЭ по математике — неправильно прочитанное условие задачи, ошибки, вызванные подсчетами в уме. Поэтому все вычисления лучше делать на бумаге.

Что касается ЕГЭ по обществознанию, то в целом в КИМах была только изменена формулировка задания № 18 и детализирована формулировка задания № 25, а также изменена система его оценивания, поэтому руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова предлагает к выполнению задания № 25 подходить творчески, а не пытаться подогнать ответ под шаблон. Что касается остальных предметов, то никаких существенных изменений в КИМах или формате сдаче экзаменов не произошло. В ЕГЭ по физике сохранилось 30 заданий — 23 в первой части работы и 7 — во второй части. Но вот тематика тридцатого задания была расширена: кроме задач на применение законов Ньютона и задач на применение законов сохранения в механике, в работе появились задачи по статике. В ЕГЭ по информатике традиционно обновлены сюжеты заданий № 26 и № 27 высокого уровня сложности, однако сохранены их тематика, спецификация и система оценивания. Кроме того, изменены линии заданий № 6 и № 22. Первое будет ориентировано на анализ алгоритма, определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Задания линии № 22 должны привлечь внимание к параллельному программированию, технологиям организации многопроцессорных/многопоточных вычислений.

— На экзамене нужно внимательно читать задания, не спешить их выполнять, а сначала разобраться, что требуется найти. В заданиях высокого уровня сложности № 26 и № 27 на программирование нужно сначала составить план решения, — посоветовал выпускникам руководитель Комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике Сергей Крылов.

При подготовке надо уделить побольше внимания практическому программированию (файлы, массивы, сортировка), организации вычислений в таблицах, методам измерения количества информации и межпредметным связям с математикой. В ЕГЭ по географии увеличится количество заданий в разделе «География России» — их будет 11 из 31, а картой России и политической картой мира, которые включены в комплект справочных материалов, нужно будет воспользоваться при выполнении заданий № 1, № 9, № 24, № 25 и ряда других заданий, где для правильного ответа необходимо понимание положения стран или регионов. В биологии возросло количество заданий: их было 28, а стало 29. Увеличилось количество заданий с рисунком. В линию заданий № 3 добавлены расчетные задачи по экологии и физиологии человека. В задание № 27 (бывшее № 26) добавлены вопросы по клеточной биологии и генетике. Задания с кратким ответом, проверяющие знания бактерий и вирусов, будут представлены в блоке «Клетка и организм — биологические системы». Единственное существенное изменение в ЕГЭ по химии — переход с количественных данных в задании № 23, представленных в форме таблицы в прошлом году, на текстовые в этом году.

В ЕГЭ по литературе уточнены формулировки задания № 9 и критерии глубины в задании № 12. В иностранном языке сокращен раздел № 3 «Грамматика и лексика», уточнены критерии оценивания задания № 37 письменной части и задания № 3 устной части. В ЕГЭ по истории будет увеличено количество вопросов, связанных с Великой Отечественной войной.

Также эксперты рассказали, как успешно написать сочинение. По словам ученого секретаря ФИПИ Елены Зининой, к сочинению есть два основных требования, невыполнение любого из которых автоматически ведет к оценке «незачет»: объем не менее 250 слов (рекомендуемый — от 350 слов) и самостоятельность написания сочинения.

— Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». В качестве материала при написании можно привлекать любую литературу, опубликованную в печатном виде или в интернете: произведения современных авторов, народные сказки, тексты священных писаний, сценариев, биографическую, мемуарную, историческую, научную и иную литературу. В дополнение можно использовать аргументы и из жизненного опыта, но привлекать литературный материал при этом все равно необходимо, — уточнила Зинина.

Рекомендации