Ученики 8 «К» класса школы № 2083 кадеты Полина Лебедева, Полина Ходакова. Фото: Ольга Блотницкая

От машины к истории страны

  • Ольга Блотницкая
  • 21.02.2022

Занятия, посвященные блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны, прошли в столичных школах. Некоторые из них — с помощью материалов нашего издания.

Это утро в школе № 2083 было торжественно-печальным, потому что в тихих коридорах и классах раздавался звук метронома, а ведущие радиолинейки рассказывали о событии, которое 78 лет назад с ликованием встретили ленинградцы. 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня…

Начали с картинок

27 января 2022 года учебный день у кадет-восьмиклассников начался с «Урока с газетой». «Вечерку» с приложением «Пресса в образовании» в руки практически все они взяли впервые! Так что это был не просто «Урок с газетой», а «Урок знакомства с газетой». Конечно, первым делом стали рассматривать фотографии и читать заголовки.

— Договорились с офицером-воспитателем Алексеем Черноситовым, пусть пошуршат страницами, интересно даже стало, кто на какой полосе задержит свое внимание, — говорит Ольга Блотницкая, руководитель пресс-центра ГБОУ «Школа № 2083» .

Конечно, девчонки «затормозили» на первой полосе. А как иначе, если там фото красавца-кадета, да еще и совершившего героический поступок.

Та самая полуторка

А двое за партой в среднем ряду начинают что-то бурно обсуждать — остановились ребята на полосе, полностью посвященной той самой полуторке… И вот уже Алексей Леонидович начинает свой рассказ об этой легендарной машине, и класс внимательно слушает.

Некоторые не отрывают глаз от строчек, читают, а кто-то вступает в диалог с офицером-воспитателем, рассказывает, как был в музее «Московский транспорт» и видел эту машину «вот как вас сейчас!». Другой ученик его перебивает.

— Так если бы не полуторка, как бы тогда Ленинград… Вот здесь написано! Важный факт! Когда зимой 1941 года на «Дорогу жизни» пустили полуторки — они как раз подходили по габаритам, не проваливались под лед! — тихонько процитировал газетный материал Данил Петрушенко. Но услышал его весь класс.

Невозможно представить

Дальше говорили не столько про машину ГАЗ-АА, сколько про дни блокады, про то, какой ценой отстояли город, пытались представить себя на месте сверстников. Именно пытались, потому что невозможно это.

— Мы в таких условиях живем, у нас все есть, а когда случается, что отключается электричество и его нет несколько часов, некоторые прямо в панику впадают! — комментирует Виктория Мосева. — Нет, невозможно представить, как в Ленинграде жили во время блокады… Наверное, жители города так сильно верили в Победу, это и помогло.

— Моя часть урока так и осталась со мной, планировала подробнее рассказать кадетам про «Вечернюю Москву», о ее почти вековой истории, — говорит Ольга Блотницкая. — Ничего, в следующий раз. Тем более запрос поступил в виде вопроса от Данилы: «А вы когда еще с газетой к нам придете? Интересно сегодня получилось».

Необычный формат урока понравился ребятам, а значит, он обязательно станет новой традицией.

Давние друзья

Некоторые столичные школы давно проводят «Уроки с газетой», ученики разных классов с удовольствием слушают педагогов, принимают живое участие в обсуждении, быстрее запоминают материал.

— Уже не первый год я сотрудничаю с газетой «Вечерняя Москва» и каждый раз удивляюсь тому, насколько участие СМИ способно преобразовать как простое учебное занятие, так и всю школьную работу в целом. Дело даже не в том, что проект «Пресса в образовании» стал удивительным мостом между школой и миром больших официальных СМИ — он стал инструментом как преподавания, так и продвижения организаций с популяризацией идей просвещения, — отметил учитель истории школы № 1524 Станислав Лавров.

Главным героем урока, который прошел в этой школе, тоже стала полуторка. Ученики 10-го инженерного класса разобрали основные модификации автомобиля, подробно остановившись на самой популярной, классической, которая спасла десятки тысяч жизней ленинградцев.

— Современная гуманитарная наука обращает отдельное внимание на микроисторию, иногда даже историю отдельных предметов. Изучение какого-то характерного для конкретной действительности предмета или устройства очень хорошо помогает эмоционально привязать теоретические и фактические знания обучающихся к соответствующей исторической эпохе, — заявил Лавров.

Рассказать старшим

А шестиклассник из школы № 556 Тимофей Слуцкий сам увидел «Прессу в образовании» в школьной библиотеке. Библиотекарь Наталья Свитайло рассказала ученику, что готовит урок для девятиклассников о блокаде Ленинграда. Тема настолько его увлекла, что он решил стать одним из докладчиков.

— Я решил заглянуть в эту статью, хотя, признаюсь, для меня непривычны бумажные газеты, и, прочитав ее, сразу понял, что хочу еще больше узнать о «машине на все случаи жизни» и поделиться интересными фактами с другими ребятами — так я и стал одним из докладчиков библиоурока о блокаде, — вспоминает Тимофей. — На этом уроке было много важного: ребята делились историческими фактами о периоде блокады, рассказывали, как в это время работали школы и учились наши сверстники, зачитывали отрывки из блокадных дневников Лены Мухиной и Тани Савичевой — девочек, благодаря которым весь мир узнал о живой боли тех дней. А еще вспоминали поэтов — символов блокадного Ленинграда и книги — документальные отголоски.

Так, один газетный материал стал отличным дополнением к урокам, которые готовили педагоги для своих учеников. А всего одна машина помогла вспомнить о страшных днях блокады и героях, не жалевших своих жизней ради спасения жителей целого города.

Рекомендации