Открыл Северный морской путь

  • Евгений Федеров
  • 1.04.2024

На этой неделе — не круглая, но важная дата. 3 апреля исполняется 139 лет со дня рождения Бориса Вилькицкого — русского морского офицера, гидрографа, геодезиста, исследователя Арктики и по сути русского Колумба, открывшего Северную Землю. Впрочем, сам Вилькицкий, будучи убежденным монархистом, назвал ее Землей Николая II — была у первооткрывателя такая привилегия.

Борис Вилькицкий родился в семье русского полярного исследователя, начальника Главного гидрографического управления Андрея Вилькицкого. В 1904 году окончил Морской кадетский корпус, в чине мичмана, в возрасте каких-то 19 лет, участвовал в Русскояпонской войне 1904–1905 годов на кораблях Тихоокеанской эскадры. В 1908-м окончил Николаевскую морскую академию и выпустился штурманом. В 1908–1912 годах выполнял гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке.

В 1913 году, в возрасте 28 лет, Вилькицкий вдруг стал знаменит. В звании капитана 2-го ранга он был назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр» и помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Экспедиция была вполне успешной, но в какой-то момент ее начальник генерал-лейтенант Иван Сергеев тяжело заболел.

Вилькицкий принял на себя руководство экспедицией и в ее ходе открыл Землю Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея (ныне Малый Таймыр) и остров Старокадомского.

А в 1914–1915 годах Борис Андреевич совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути — из Владивостока в Архангельск, открыв остров Новопашенного (в настоящее время остров Жохова). В 1915–1917 годах командовал эсминцем «Летун», участвовал в Первой мировой вой не на Балтийском море.

Затем судьба нашего героя сделала крутой вираж: он не принял Октябрьскую революцию, воевал против Советов, эмигрировал, жил в разных городах Европы, работал гидрографом в Бельгийском Конго, потом бухгалтером в Брюсселе, где и умер в 1961 году. Конечно, писал мемуары.

«Открытие в 1913 году Земли Николая II было неожиданно и весьма необычайно для ХХ века. Трудно было допустить мысль, что километрах в пятидесяти от побережья России и так близко от пути кораблей, обогнувших мыс Челюскина, скрывается до наших дней архипелаг больших островов», — написал он в одной из книг.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ имени Ломоносова Виктор Кудрявцев считает главным достижением Вилькицкого первое сквозное плавание по Северному морскому пути.

— Сейчас Севморпуть — один из основных, стратегически важных логистических коридоров планеты, — считает экономист. — Он важен не меньше, чем Суэцкий и Панамский каналы, особенно с учетом глобального потепления. Севморпуть — один из важнейших ресурсов России, поскольку связывает Европу и Азию по морю.

Рекомендации