Фото: Pixabay

Строительством подземных тоннелей управляют пилоты

  • Василиса Чернявская
  • 26.09.2022

Мы продолжаем новую рубрику «Профи», где рассказываем о рабочих профессиях и мастерах своего дела, которые каждый день строят новые дома, метро, дороги, обслуживают вас в кафе и ресторанах, трудятся в других сферах.

Станции московского метро строят тысячи человек: проходчики, горные рабочие, сварщики, слесари, отделочники, монтажники и многие другие.

А вот тоннели между станциями строят самые настоящие пилоты. Так называют машинистов механизированных комплексов. Они ведут многотонные щиты под землей, в темноте, а помогают им по связи диспетчеры, которые сидят наверху, и собственные знания. Среди опытных пилотов подземных машин — Дмитрий Алдохин. Его путь в профессию начался довольно рано: после учебы в школе поступил в училище.

Окончив его, получил специальность наладчик прокатных линий. Работать в Мосметрострое начал в 17 лет в качестве проходчика. Потом выучился на машиниста тоннелепроходческого механизированного комплекса.

— Сначала управлял щитами российского производства. Потом были и немецкие, и французские, — говорит он.

В Москве Дмитрий Алдохин был первым пилотом щита, запускавшим в путь французскую машину на Бутовской линии метро. Тогда для наших строителей было все в новинку: и сам щит, и название фирмы, которая его выпускает, и имя этого щита — «Клавдия», названного в честь супруги Юрия Кошелева — выдающегося метростроителя и бывшего руководителя Мосметростроя.

— До этого запуска пришлось пройти специальные курсы, — говорит Дмитрий Алдохин.

«Клавдия» оказался одним из самых долгоживущих щитов на столичных стройках. Он сооружал тоннели и на нынешнем продлении Люблинско-Дмитровской линии метро — в сторону станции «Физтех», которую скоро откроют.

— Главный залог долгожительства щита — его постоянная работа, — отмечает пилот. — Техника только тогда может долго прослужить, когда ее постоянно использует человек. И использует правильно.

Сравнивает Дмитрий «Клавдию» с очень большим автомобилем: надо чувствовать его габариты, когда прокладываешь путь. Под руками пилота — большой пульт управления, на котором отображается схема работы домкратов, давление, скорость щита, работа ротора и другие параметры механизмов. А наверху операторы подсказывают маршрут и даже могут корректировать направление щита, изменяя усилие отдельных домкратов. У тех, кто следит за щитом на поверхности, на компьютере отображаются те же самые значения, что и на «Клавдии» под землей.

Зарплаты у машинистов проходческих щитов начинаются от 100 тысяч рублей — такие специалисты высоко ценятся не только в наших стройорганизациях, но и за границей.

Рекомендации