Учитель физкультуры школы № 504 Павел Шишов уверен: чтобы заслужить любовь и уважение учеников, нужно вкладывать в уроки всю душу. Поэтому на его занятия школьники ходят с удовольствием / Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Хорошего физрука любят все школьники

  • Борис Орлов
  • 24.10.2022

Стать учителем физкультуры способны многие. А вот всю жизнь работать и быть у детей в почете — единицы. Главная задача физрука — пробудить в детях интерес к физическим упражнениям. Это непросто.

Физрук — это первый тренер. И чтобы он не стал последним, он должен быть прежде всего педагогом, а не спортсменом, уверен бывший учитель физкультуры, а ныне персональный фитнес-тренер Григорий Мальцев.

— Задача педагога — не выращивание профессиональных спортсменов, а приобщение детей к физическим нагрузкам, формирование базовых навыков игры в футбол, выполнения кувырков, катания на лыжах и так далее, — рассуждает Григорий Алексеевич. — Педагогу необходимо построить образовательный процесс так, чтобы каждый ученик получил нагрузку, соответствующую его возможностям. Ведь один способен 30 раз отжаться, а другой задыхается на второй минуте бега.

Как пояснил эксперт, настоящий физрук не должен гнаться за нормативами.

— Подготовка у всех разная, а нормативы — одинаковые. Поэтому, я, например, ставил «пять» парню, который мог подтянуться 20 раз, но уперся и подтянулся 21. И ставил «пять» тому, кто сначала не мог подтянуться ни разу, а через пару месяцев начал подтягиваться в принципе. Это называется мотивировать, — рассказывает Григорий Мальцев.

Как пояснил эксперт, он любил повторять ученикам, что «распущенный пресс — это распущенная жизнь». И старался изменить отношение ребят к физкультуре — у тех, кто считает, что это ненужный, глупый предмет.

— Я говорил им, что все можно исправить, пока бьется сердце. Что все можно смочь. Не можешь выполнить упражнение стоя — попробуй из положения лежа. Простая уловка, но вот они уже лежат и занимаются, делают упражнения, — рассказывает Григорий Мальцев.

Психолог Анна Власьева, считает, что учитель физкультуры должен быть еще и чутким человеком.

— Есть, например, упражнения, при выполнении которых девочки часто выглядят «не очень». Ну, например, при прыжках через козла или при прыжках в высоту, — рассказывает эксперт. — Есть упражнения, когда мальчики тоже не красавцы — ну, скажем, при подтягивании на перекладине. Многие просто болтаются, как сосиски.

При растяжке мальчики тоже не в лучшем виде: часто это довольно больно, и когда девочки терпят, мальчики орут. Такие ситуации отбивают у детей желание ходить на физкультуру. Поэтому занятия для мальчиков и девочек я бы советовала разделять по времени или проводить в разных помещениях.

Учитель физкультуры московской школы № 504 Павел Шишов считает, что главная составляющая успеха — это работа с душой и от всего сердца.

— Я отношусь ко всем детям, как к своим родным, — пояснил Павел Владимирович. — Стараюсь, чтобы им было интересно не периодически, а на каждом уроке. А еще стараюсь популяризировать здоровый образ жизни.

Павел Владимирович ведет уроки у всех ребят — с 1-го по 11-й класс. Работа — каждый день, включая выходные: нужно готовиться к новым занятиям, писать планы и конспекты.

В общем, работу физрука простой назвать нельзя. Тут нужно быть и хорошим педагогом, и психологом, и при этом самому иметь хорошую физическую форму. Вряд ли можно всерьез воспринимать физрука с большим животом или, скажем, сильной сутулостью. Физрук, подверженный вредным привычкам, тоже доверия не вызывает.

Чтобы состояться в этой профессии, желательно сначала получить высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и соответствующее преподаваемому предмету, например «Физическое воспитание», «Адаптивная физкультура», «Физическая культура и спорт». Можно и получить образование по любой специальности, а потом пройти профессиональную переподготовку на учителя физкультуры.

НАДО УМЕТЬ

Выделяются человеческие и профессиональные качества, которые ученики и коллеги считают основными для учителя физкультуры:

  • контактность, умение налаживать доброжелательные отношения с педагогами и учениками.
  • общительность, энергичность, уверенность в себе;
  • владение психологическими, социальными и спортивными знаниями для подготовки ученика к соревнованиям;
  • нравственность: педагог должен быть вежливым, гуманным, честным, требовательным, принципиальным, правдивым, трудолюбивым, справедливым;
  • воспитание учеников с ориентиромна личный пример;
  • творческий подход к обучению и воспитанию детей, умение мыслить ясно и логично;
  • интуиция: умение разглядеть в ребенке задатки будущего спортсмена, сформировать спортивную команду.

Рекомендации