Николай Варначев выбрал профессию сварщика / Артем Соболев / Вечерняя Москва

Синие воротнички важнее белых: рабочие специальности становятся более востребованными

  • Никита Миронов
  • 31.10.2022

В эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошел круглый стол «Современное среднее профобразование». Речь шла о том, как достичь успеха, окончив колледж. Эксперты обсуждали, как изменился по сравнению с советскими временами человек, получивший среднее профессиональное образование, на что в жизни и в профессии он сейчас может рассчитывать и так ли необходимо окончить высшее учебное заведение, как это считалось еще несколько лет назад.

Успех в жизни, карьера и высокий доход. Кто из школьников этого не хочет? Еще совсем недавно для удачного жизненного старта было необходимо обязательно окончить вуз. Сейчас — уже нет. В прошлом году в российском образовании произошел настоящий перелом. Число тех, кто пошел после школы в колледжи, превысило число тех, кто пошел в вузы, рассказывает доктор экономических наук, профессор Финансового университета Александр Сафонов.

Рынок труда стал другим

— Почему это произошло? Во-первых, изменился рынок труда: здесь более востребованы специалисты, имеющие среднее профессиональное образование. В первую очередь — рабочие специальности, — пояснил Александр Львович. — Вторая причина в том, что уровень жизни многих семей просто не позволяет в течение четырех лет содержать молодого человека и ждать, пока он получит высшее образование. А иногда за получение этого образования еще и платить. А человек, получивший среднее профессиональное образование, быстрее выходит на рынок труда, может начать зарабатывать и себя содержать.

Тем не менее, как пояснил эксперт, соцопросы показывают: в большинстве семей родители хотели бы дать детям высшее образование, чтобы те сделали карьеру и преуспели.

— Не соглашусь! Мы тоже анализируем ситуацию и пришли к выводу, что вузы в последнее время резко снизили качество подготовки специалистов, поэтому наши выпускники стали на рынке труда более конкурентны, — пояснил директор колледжа «Энергия», кандидат экономических наук Нерсес Нерсесян. — К тому же выпускники вузов имеют значительно меньше прикладных навыков, чем выпускники колледжа. Работодатели ведь не дураки: они видят, что выпускник колледжа работает руками и головой ничуть не хуже, чем выпускник вуза, а вот зарплатные запросы у него ниже. Поэтому конкуренцию с выпускником вуза он и выигрывает.

Конкурс в колледжи бывает выше

Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, доктор исторических наук Мария Лазутова добавляет:

— Сегодня конкурс во многие колледжи выше, чем в вузы! Особенно по специальностям, востребованность которых сейчас высока и будет продолжать расти. Прежде всего, конечно, это ИТ-сфера. Еще один важный момент: в колледжи стали поступать ребята с очень высоким уровнем знаний. Больше того: растет число поступающих после 11-го класса, которые раньше шли в вузы.

По мнению эксперта, Россия сейчас в некотором роде повторяет опыт Японии, где производство главным образом держится не на белых, а на синих воротничках — то есть специалистах со средним образованием, но при этом профессионально весьма грамотных.

Юрий Савелов, член президиума «ОПОРЫ РОССИИ», пояснил, что синие воротнички действительно сейчас очень востребованы.

— Дело в том, что любое производство сейчас максимально автоматизируется. Но автоматы, технику должен кто-то обслуживать. Кто? Не инженер же с высшим образованием! Нет, это выпускник колледжа. Другой вопрос, что сам автомат нужно еще придумать, а потом совершенствовать, вносить рационализаторские предложения. Вот тут уже нужен настоящий, с высшим образованием, инженер. Поэтому максимальные шансы на успех в жизни у тех, кто имеет высшее образование, но при этом окончил еще и колледж и умеет работать руками. В идеале, я считаю, нужно сначала окончить техникум, а потом продолжить образование в вузе. Тогда в своем будущем вы можете уже не сомневаться.Синие воротнички важнее белых: рабочие специальности становятся более востребованными

Михаил Сумбатян, основатель и директор Международного колледжа IThub, убежден:

— Молодые люди идут в колледж не потому, что им денег на вуз не хватает. А потому, что поменялись поколение и запросы молодых людей. Мы делаем исследование: кто и с какими ожиданиями к нам приходит. И вот что выясняется: 92 процента учащихся приходят к нам сами, а не по настоянию родителей. Во-вторых, они хотят общения со взрослыми на равных. В-третьих — какого-то дела, которое можно осуществлять уже сейчас. Нынешние дети хотят идти к жизни через деятельность, отвечая на вопрос «про что я сегодня?».

Нерсес Нерсесян согласен:

— Примерно 30 процентов абитуриентов, которые приходят ко мне учиться, уже имеют высшее образование, но при этом да, хотят научиться чему-то реальному.

Многое зависит от полученной специальности

Александр Сафонов уточняет:

— Давайте посмотрим на долю тех, кто не нашел, окончив колледж, работу. Это примерно 10,3 процента среди специалистов среднего звена и 11,7 процента — среди квалифицированных рабочих. А вот среди выпускников вузов не могут сразу найти работу лишь 7,4 процента — намного меньше.

Александр Львович также заметил, что далеко не все выпуск ники колледжей устраиваются работать по профессии.

— Чаще всего работают по профессии выпускники — медики, фармацевты, журналисты и библиотекари. А вот если взять такую специальность, как «техника и технология строительства», то выяснится, что по специальности устраиваются лишь 48 процентов выпускников. По специальности «информатика» — 41 процент. В общем, я бы не сказал, что среднее специальное образование дает «путевку в жизнь».

Нет, многое зависит от полученной специальности. Что касается вузов, то в наиболее приличных из них есть и институт наставничества, и работа руками — в виде стартапов и проектной деятельности. Даже в бакалавриате во многих вузах программа строится по принципу 2×2. Это когда два года — общая подготовка и два года — «натаскивание» на специальность.

Эксперты сошлись во мнении, что многое в будущем студента зависит от выбора учебного заведения, конкретной специальности, которой он обучается, и, конечно, его личной старательности.

Михаил Сумбатян уверен, что и колледжам, и высшим учебным заведениям нужна бизнес-ориентированная методология образования: они должны исходить из потребностей будущих работодателей и готовить специалистов четко под их запрос.

Рекомендации