Святослав Рихтер во время концерта / Фото Александра Конькова /Фотохроника ТАСС

Щедрость таланта: путь пианиста Святослава Рихтера

  • Александра Ерошенко
  • 17.03.2025

Имя Святослава Рихтера давно стало синонимом мастерства пианиста — в его игре совершенство техники сочеталось с поразительным интуитивным чувством музыки. В его исполнении оживали творения многих композиторов — от Бетховена до Игоря Стравинского, а Сергей Прокофьев даже посвятил музыканту Девятую сонату, и Рихтер продолжал исполнять его произведения, несмотря на официальные запреты. Отчасти потому, что любым указам предпочитал свой внутренний камертон и собственное понимание справедливости.

Мальчик, которому предстояло покорить весь мир, родился 20 марта 1915 года в Одессе, в семье музыканта, выпускника Венской академии музыки. Теофил Рихтер стал первым учителем сына, преподал ему азы. Дальше пианист учился сам, виртуозно читая с листа, практикуясь на нотах, которые были в доме.

Авторитетный педагог и блестящий пианист Генрих Нейгауз, безусловный авторитет того времени, решил послушать Рихтера из любопытства — ему рассказали, что держать экзамен в консерватории будет самоучка. Дерзость мастера удивила — абитуриентами становились только выпускники профессиональных училищ. Но лишь только молодой человек начал играть, Нейгауз сразу вынес вердикт: «Он гениальный музыкант. Всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще…» Но из консерватории студента, несмотря на талант, отчислили через несколько месяцев. Спас его снова Нейгауз — педагог по призванию, он чувствовал, что учить Рихтера нечему, можно только направить его дар, и настоял на возвращении в Москву.

Окончил консерваторию Рихтер уже известным исполнителем, удостоившись памятной золотой строчки на мраморной табличке альма-матер. Дальше — «Грэмми», Государственные премии, множество наград и званий…

Несмотря на всемирную известность, жил только музыкой, не славой, — никогда не давал интервью, вел закрытый образ жизни. Его портрет помогают составить современники. Так, знакомые в один голос утверждали, что Святослав Рихтер был невероятно интересным собеседником, эрудитом, высочайшей степени интеллектуалом, но все вместе это сочеталось с врожденным чувством такта, интеллигентностью, и каждый в беседе с ним чувствовал себя приятно.

Его многогранность выражалась и в разнообразии талантов. Сохранилась коллекция пастелей пианиста — Рихтер дружил с художником Робертом Фальком, брал у него уроки. Тяга к живописи и приятельство с легендарным директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой вдохновили его на создание удивительного фестиваля «Декабрьские вечера», ставшего доброй ежегодной традицией. По приглашению Ирины Антоновой Рихтер сам выступал в залах музея, а с 1981 года по их инициативе здесь собираются театральные режиссеры, музыканты и предлагают насладиться искусством в окружении шедевров —главной идеей фестиваля стал синтез всех направлений творчества.

Пианист был убежден, что искусство музыки не может быть элитарным, запертым в пышных залах консерваторий. Он неутомимо колесил по городам и весям, играл порой на полурасстроенных инструментах в глубинках, щедро делясь со зрителем любимыми произведениями.

Особой его задачей было исполнение редкого репертуара. Многие произведения, особенно в то время, когда записи были еще не повсеместно распространены, можно было услышать только на его концертах. Пианист считал, что между музыкой и слушателями не должно быть посредников —он играл всегда в темноте, позволяя включить лишь один софит, луч которого был направлен на ноты.

ЦИТАТА

Михаил Казиник, пианист, музыковед:

— Святослав Рихтер — один из величайших музыкантов ХХ века. Непостижимый, таинственный, бесконечный. Его, хотя он не композитор, а лишь исполнитель, можно сравнить с Иоганном Себастьяном Бахом. Наша планета рождает людей подобного уровня, но не часто. Каковы же условия существования такого масштаба людей? Считается, что композитор, создавая музыку, общается с Богом, а исполнитель, в свою очередь, общается с автором. Но Рихтер относится к особому типу исполнителя, который, играя музыку гения, вместе с ним общается с Богом, он от природы был задуман как гениальный музыкант.

Рекомендации