Актеры (слева направо) проекта «Вне... Театр» Анна Осипова, Алина Тетиевская, Вячеслав Иванов, Ксения Красовская

Боярские палаты стали пространством для спектакля

  • Александра Кравченко
  • 18.12.2023

Всегда ли театру так уж необходимы сцена, декорации, кулисы ? Поставленный в Москве спектакль-эксперимент «Страна слепых» показывает, что нет.

Спектакль «Страна слепых» по одноименному рассказу Герберта Уэллса ведет зрителей по темным залам Боярских палат, предоставив шанс понаблюдать за актерской игрой вне театральных подмостков. Режиссером экспериментальной постановки выступил художественный руководитель проекта «Вне…Театр» Григорий Южаков.

Широкой публике это рассказ Герберта Уэллса практически неизвестен- его почти ни разу не ставили в театре и никогда не экранизировали.

Теперь у зрителей есть возможность не только познакомиться с произведением известного писателя, но и погрузиться в удивительный мир, где не существует такого понятия, как зрение. Спектакль проходит в импровизационной форме, работа с публикой начинается еще до его начала — количество зрителей равно ко личеству актеров, что позволяет наладить очень плотное взаимодействие с залом. Более того, у зрителей есть возможность стать своего рода соучастниками, повлиять на того или иного персонажа. Декорациями выступают сами Боярские палаты, а использование интерактивных элементов дополняет необычную атмосферу. Живое взаимодействие рождает ощущение полного погружения в сюжет.

Джон Пристли, известный писатель, драматург и театральный режиссер, назвал Уэллса «человеком, чье слово внесло свет во многие темные закоулки жизни». В контексте «Страны слепых» эту фразу можно трактовать так: единомыслие, нежелание прислушиваться к новому и необычному — суть тьма, а чувственное, индивидуальное видение и смелость — свет.

По сюжету Страна слепых находится в глухой части горного массива Эквадорских Анд. После извержения вулкана поселение окончательно обособилось и стало недоступным для внешнего мира. По неизвестным причинам жители страны начинают терять зрение. Спустя несколько десятилетий «слепцы» уже не могут поверить, что кто-то способен воспринимать мир не так, как они. «Зрячесть», про которую им говорит главный герой, представляется аборигенам болезнью, помехой для «совершенного» человека». «Во всем, кроме зрения, они были сильными, способными людьми», — писал Уэллс, да и условия для жизни в долине казались идеальными: там никогда не бывало сильных дождей и снегопадов, не водились ядовитые насекомые и опасные хищники. Люди вели размеренную трудовую жизнь, рожали детей и были вполне счастливы.

Однажды в страну слепых попал человек из внешнего мира. Он решил стать местным королем, считая свою зрячесть преимуществом, перед которым народ «слепцов» станет поклоняться, — «в стране слепых и кривой король». Но он просчитался, никто не поверил иноземцу. Сюжет раскрывает тему непонимания, показывает человека, который обладает чувством, недоступным остальным, его борьбу и выбор.

Несмотря на необычное решение, иногда создавалось впечатление, что включенный в процесс повествования зритель думал о самом себе больше, чем о сюжете и идеях Герберта Уэллса. Однако эмоциональный след, оставшийся после просмотра, дает для понимания произведения больше, нежели привычная классическая постановка.

Обычно в театре мы, зрители, выступаем наблюдателями, все происходит прямо перед нами, мы следим за репликами и сюжетными поворотами, наше представление о спектакле складывается по ходу действа. «Страна слепых» в интерпретации Григория Южакова показывает, что публика может прийти к пониманию произведения посредством не наблюдения, но участия и эмоциональной вовлеченности в происходящее вокруг. И в результате параллельным становится не замкнутый мирок Страны слепых, а тот привычный мир, в котором живем мы сами.

Рекомендации