Юнкор Диляра Рахманова самую простую технику резьбы по дереву — контурную — освоила всего за час / Наталья Бондарь / Вечерняя Москва

Деревянная гравюра за час

  • Диляра Рахманова
  • 17.04.2023

В Центре народного прикладного творчества прошел мастер-класс по контурной резьбе по дереву. Освоить это старинное ремесло решила и наш юнкор.

Резьба по дереву — давний народный промысел. Активно в России им начали заниматься в XVI веке. Сейчас этот промысел получает новые формы, а научиться древнему ремеслу на современный лад можно и в Москве, в Центре народного прикладного творчества.

Мое знакомство с мастерской началось со встречи с членом Союза художников декоративно-прикладного творчества и основательницей центра Натальей Бондарь. Она рассказала, что здесь обучают более чем 21 виду творчества. Желающие могут вырезать посуду, поработать с берестой или полепить из глины. Я пришла, чтобы попробовать загадочную для меня технику контурной резьбы по дереву.

В мастерской рассказали, что существуют три уровня резьбы. Контурная техника — самая легкая. Чуть сложнее геометрическая резьба. И самый сложный вид — Абрамцево-Кудринская техника. В ней присутствует рельефный орнамент из веток, листьев и за витков. Но есть и геометрические элементы. По словам Натальи Бондарь, чтобы с трафаретной резьбы перейти на сложную Абрамцево-Кудринскую технику, нужно 3–4 месяца тренировок.

На мастер-классе я работала с березовой фанерой. Мы с мастером Алексеем Новиковым начали с покраски брусочка. Для фона выбрали черный цвет — чтобы придать максимальную контрастность. Пока краска сохла, я придирчиво осматривала трафареты для будущего рисунка. Начать решила с малого. Я понимала, что новичку сразу же создать шедевр не под силу, поэтому старалась выбрать что попроще и поменьше. И тут мне на глаза попалась очаровательная сова. Нахохленная, с большими глазами, как будто только что проснулась и еще не понимает, что происходит. Очень похоже на меня по утрам! И как я могла пройти мимо?

— Всю резьбу мы будем выполнять штихелем, инструментом с грибовидной ручкой. Нужно взять его поближе к режущей части, как обыкновенную шариковую ручку, как будто вы собираетесь что-то написать. Короткими движениями водим по дощечке и вырезаем линии, — объяснил мастер центра «Велий» Алексей Новиков.

Вначале выполнять работу было непривычно. Штихель так и норовил свернуть в сторону, так и хотелось взять его не так, как надо. То тут, то там влезали ошибки, неровности. Линии вылезали, куда им вздумается. Еще очень хотелось вести длинные черточки, как можно дольше не отрывая инструмент от полотна.

— Но это опасно, — предупредил мастер. — Предписание делать небольшие, короткие надрезы родилось не из воздуха, оно связано с техникой безопасности. Выполняя короткие надрезы, мы прикладываем меньше усилий, а значит, снижаем риск пораниться, если инструмент вдруг сорвется.

Во время работы одной рукой я выполняла рисунок по трафарету. Другой придерживала дощечку. Правая и левая руки при этом должны находиться примерно на одном уровне, но важно, чтобы нерабочая ладонь не лежала «на пути» инструмента. Штихель может соскочить и оставить царапину на руке.

Во время мастер-класса я смотрела, как работают другие ученики. Они выполняли сложные работы. Первый вырезал ложку, другой — сложные орнаменты. Мастер Наталья Бондарь давала советы «продвинутому» резчику.

— Притормози, — говорила она. — При работе важно смотреть, насколько объемен и реалистичен рисунок.

Наталья помогала и мне. Порой она поправляла положение рук или подсказывала, как вернее вести линию.

На уроке мне показалось, что трафаретная резьба сложная. Это занятие требует большого внимания и усидчивости. Но оказалось, что вся работа заняла у меня около часа, включая инструктаж — совсем мало для новичка! После урока мастер Алексей Новиков похвалил меня.

— Работа хорошая, аккуратная. В любом деле главное — практика. Потренируешься немного, и будут получаться более точные линии, так и настоящий шедевр получится, — оценил мою работу мастер.

Трафаретная резьба по дереву чем-то напоминает рисование гравюр. Техники схожи. В обоих случаях нужно наносить на поверхность краску. После — «царапать» изображение. Различны только инструменты. И все же работать с деревом мне было намного интереснее и приятнее. И не только потому, что это было в новинку. Дерево теплее металла, оно как будто сохранило в себе солнечные лучи. Не знаю, как другим, но мне это ощущение помогало, дарило вдохновение.

Работа ладилась быстро под присмотром профессионалов. На начальных этапах их поддержка была важна. Мастерa подбадривали меня. Алексей помог нарисовать коготки для моей совы. Эта часть картины показалась мне самой сложной: вырезать приходилось полусферы, а моих навыков не хватало для такой ювелирной работы.

В конце урока, увидев результат, я испытывала огромное удовольствие. Я пробовала заниматься разными видами творчества: лепила из глины, вышивала, рисовала картины по номерам. Но ни одно из этих занятий не подарило мне столько удовольствия, как резьба по дереву.

ИНСТРУМЕНТЫ

Для резьбы по дереву используются ножи, стамески и штихели различных форм и размеров, в них легко запутаться. Новичкам специалисты рекомендуют приобрести готовый набор инструментов — там есть все необходимое.

Рекомендации