Фестиваль собрал поклонников театра одного актера

  • Ирина Арцимович
  • 29.01.2024

Первый Открытый фестиваль моноспектаклей «Аэлита» стартовал в Москве под эгидой Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.  

Театральный смотр, который проходит на площадке музея-квартиры Алексея Толстого на Спиридоновке, собрал артистов из Санкт-Петербурга, Архангельска, Ставрополя, Серова и других городов России.

Артисты представили постановки по самым разным произведениям отечественной литературы. Фестиваль дает возможность принять участие не только театральным труппам и профессиональным актерам, но и помогает получить опыт игры на сцене студентам профильных театральных учебных заведений.

21 января юнкор «Вечерней Москвы» побывала на спектакле, в основу которого легли поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах» и «Человек» в постановке режиссера петербургского Драматического театра антреприз Дарьи Грибоедовой. Черные двери с надписями «Рождество», «Страсти», «Возвращение», «Вознесение» и «Небо» еще на входе обращали на себя внимание посетителей. Нарочитая скупость и лаконичность декораций явно отсылала зрителя к русскому авангарду и символистам Серебряного века, создавая особенную атмосферу. Публика затихла в ожидании. И не была разочарована. В течение часа актер ДТА Тимур Дятчик держал в напряжении зал, словно бы заряжая зрителей мощной энергетикой поэта. Он показал новое прочтение, отношение к тексту поэта и сумел не только словами и движениями, но и даже взглядом передать всю глубину чувств и эмоций своего персонажа, сделав это настолько убедительно, что зрители смотрели спектакль затаив дыхание.

По словам Тимура Дятчика, поэзия Маяковского — это его любовь еще с 10-го класса.

— Я читал. Я все чувствовал, но не понимал. И в какой-то момент решил разобраться в тексте. После этого мне еще больше захотелось играть этот материал, чувствовать, проживать и доносить его до зрителя, — описал актер свое отношение к постановке.

И несмотря на небольшое помещение и простоту оборудования, ансамбль света, музыки, актерской игры и декораций смог окунуть зрителей в мир чувств лирических героев Владимира Маяковского.

Постановщик спектакля Дарья Грибоедова поделилась мнением по поводу мероприятия, отметив, что любой фестиваль — это всегда интересно.

— Это новый взгляд, новые зрители и новое переосмысление того материала, который ты играешь много лет подряд, — говорит она.

Как считают организаторы, фестиваль моноспектаклей «Аэлита» показал, что монодрама — это не просто интересный и оригинальный жанр, но и возможность для актеров показать свои умения и талант. Судя по отзывам зрителей, участники «Аэлиты» продемонстрировали разнообразие этого жанра, его глубину и эмоциональность.

ИСТОКИ ЖАНРА

Основателем «театра одного актера» считается Владимир Яхонтов (1899–1945). Талантливый советский артист эстрады, чтец и мастер художественного слова, он создал отдельный жанр, который оказался востребован и популярен.

«Актер должен уметь говорить», — писал в книге «Моя жизнь в искусстве» Константин Станиславский. Речь, по убеждению великого режиссера и педагога, способна заменить декорации, реквизит, костюмы, музыку и любые другие инструменты воздействия на зрителя.

И Яхонтов блестяще это подтверждал в своих выступлениях и спектаклях.

— Почему, спросят, слово несет в себе театр, если вы стоите и читаете вслух? В слове, которое я произношу, есть действие, ему и подчинено мое искусство, — объяснял артист.

Рекомендации