Москвич Иван Жемерев с удовольствием сделал крюк по пути из университета домой, чтобы посмотреть на необычные световые инсталляции в Ильинском сквере

Осветить город и не потревожить птиц

  • Анастасия Павлова
  • 1.02.2021

Несмотря на то что начался последний месяц зимы, темнеет еще рано. Впрочем, это не означает, что в темное время суток на улице невозможно находиться.

Человек давно научился создавать искусственные источники света и стал использовать их себе во благо, поэтому сейчас свет везде — в домах, на улицах, на дорогах, в парках. Именно искусственному свету в городе посвящена выставка кинетических скульптур «Свет» в Ильинском сквере — совместный проект Политехнического музея, музея «Огни Москвы» и арт-студии Stu dioNova, на которой побывала и наш юнкор.

Что же такое кинетическая скульптура? Одно из удивительных явлений современного искусства, которое выходит за рамки классического определения скульптуры, но вместе с тем не нарушает законов гармонии. Кинетическая скульптура не статична, некоторые ее элементы всегда находятся в движении — завораживающее зрелище, а уж если добавить игру света!

На выставке представлено пять инсталляций, посвященных разным видам искусственного освещения в городе: свет на улицах, на дорогах, в парках, архитектурное и праздничное освещение.

Скульптуры «Света» — не просто произведения современного искусства, это проект, затрагивающий многие аспекты нашей жизни — комфорт человека в городе, безопасность, новые технологии создания архитектурных проектов, экология.

— Основная задача выставки, — рассказывает директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова, — показать разные виды искусственного освещения, рассказать о том, как создать единую гармоничную световую среду в городе, чтобы человек в вечернее время чувствовал себя комфортно, безопасно, но при этом не наносился вред окружающей среде, не создавалось световое загрязнение.

Информационные справки и инфографика объясняют зрителям, как грамотно спроектировать архитектурное освещение, чтобы подчеркнуть красоту здания в темное время суток, какой яркостью должен обладать свет дорожных сигналов, чтобы их было видно в любую погоду и любое время суток. Завершающая инсталляция выставки посвящена ландшафтному освещению (в парках, скверах, садах). Одна из наиболее значимых, она демонстрирует мощность осветительных элементов, которые не повредят птицам, не помешают ночной охоте или сну и не заставят их покинуть естественные места обитания.

Одна из скульптур представляет собой множество небольших призм, расположенных так, чтобы направленный белый свет многократно отражался и распадался на цветные лучи. Нечто подобное когда-то показал Иван Кулибин во дворце Екатерины Великой. Сейчас невозможно представить городскую улицу без фонарей, магазины — без ярких мигающих и переливающихся в темное время суток вывесок. Удивительно, но когда-то люди не имели возможности гулять поздними вечерами, не опасаясь заблудиться в полной темноте. Более охотно совершать прогулки в вечернее время москвичи стали только в 1860-х годах, когда на улицах появились керосиновые фонари. Что еще более поражает, почти два столетия искусственное освещение не выдерживало конкуренцию с естественными источниками света — в XVIII и XIX веках освещение не производилось в лунные ночи. Звезды и луна светили ярче уличных фонарей.

Рекомендации