Юнкор Диляра Рахманова провела мастер-класс на Форуме школьных средств массовой информации / Пресс-служба МПГУ

Первый педагогический опыт

  • Диляра Рахманова
  • 13.03.2023

В Московском педагогическом университете прошел форум школьных СМИ. Наш юнкор провела мастер-класс, впервые примерив на себя роль педагога.

Форум школьных СМИ я открыла для себя в 2020 году. Я тогда училась в девятом классе и пришла на мероприятие в качестве участника.

Сейчас мне кажется, что за три года почти ничего не поменялось. Только моя роль, ведь в этом году я попала на форум в качестве ведущей мастер-класса. Он назывался «Что снимать и говорить? Как найти эксклюзивную тему?». В день мастер-класса я не волновалась. Скорее, старалась быть спокойной. Хотелось, чтобы ребята видели меня в роли уверенной ведущей. Думаю, что это удалось. Опыт многочисленных выступлений помог. Я проводила мастер-класс совместно с моей коллегой Дарией Рагимовой.

— Мы с Дилярой шагнули на ступеньку выше. Из участников в ведущие. Надеюсь, в будущем мы поднимемся еще выше и будем выступать в качестве не просто лекторов, а приглашенных экспертов и сможем поучаствовать в традиционной итоговой встрече, — поделилась своими впечатлениями Дария.

Подготовка презентации не отняла много времени. Мы с Дарией понимали, о чем расскажем. Начать решили с правил съемки, ведь многие ученики медиаклассов не только пишут материалы для печатных изданий, но и снимают сюжеты. Подобрали несколько видео, чтобы на конкретных примерах объяснить, как правильно должен стоять человек в кадре, как себя вести и что говорить. Сняли свой видеосюжет, чтобы вместе с ребятами разобрать его ошибки и достоинства, подготовили ситуационные задачи.

— Суть таких задач в том, что похожие ситуации могут случиться в повседневной практике ребят. Мы опирались на реальные инфоповоды или придумывали классические случаи для проблемного репортажа и спрашивали у ребят, кому бы они, как журналисты, смогли позвонить и обратиться в таких обстоятельствах. Важно было и рассказать, как общаться со спикером, — говорит Дария.

После того как слушатели вошли в аудиторию, меня охватил восторг. К нему добавилась гордость. Думала, что больше не та девятиклассница. Я студентка, которая может поделиться своими знаниями. Мастер-класс мы проводили для десятиклассников. В целом они были спокойны. Активно отвечали на вопросы. Были даже такие ребята, которые, как и я когда-то, активно конспектировали сказанное. Это заставило меня улыбнуться. Только двое из всех выделялись… За день до мастер-класса я думала о том, будут ли те, которые сидят на последней парте.

Такие мальчишки пришли на нашу лекцию. Двое ребят шумели, отвлекали нас, размахивали табличками из фотозоны. Мы старались быть строгими преподавателями. Решили не делать замечаний. Вместо этого задавали вопросы именно этим мальчишкам. Они отвечали. Так мы направили энергию непослушных детей в нужное русло.

На занятии я рассказала о том, какая тема может быть эксклюзивной, сравнила с детьми несколько примеров. Объяснила, как готовиться к интервью и почему лучше его брать лично, а не по телефону. Ребята пытались сформулировать вопросы для интервью, мы помогали, подсказывали, какие могут быть удачными, а каких лучше не задавать. Я рассказала им секрет, который узнала на занятиях в школе юнкоров. О том, что первые три вопроса, которые пришли в голову, лучше не задавать, поскольку именно это спросит большинство журналистов.

Дария Рагимова поделилась знаниями о том, как проходит процесс съемок и поиска информации для материала, рассказала, что такое монтажный план и как он облегчает работу с видео. Ребята задавали вопросы, мы с радостью на них отвечали. Школьники рассказали, что уже работали в поле, то есть выезжали на репортажи.

— Я узнала, как правильно выстраивать кадр, чтобы картинка была красивой. Интереснее всего было решать ситуационные задачи. В целом меня очень впечатлил такой формат обучения. Хочется, чтобы такие фестивали проводились почаще, — рассказала участница мастер-класса Полина Виноградова.

Мини-лекция позволила продемонстрировать свои знания. И получить новую для себя информацию о поколении будущих журналистов. Интересно было послушать, над чем они работают и чем интересуются.

Оказалось, что быть ведущей на форуме школьных СМИ не менее интересно, чем участницей! Я поняла, что работать педагогом на деле очень непросто, ведь мало донести информацию, нужно, чтобы ее усвоили, а держать внимание большой аудитории — задача довольно сложная.

Форум завершился пресс-конференцией на тему «Пообщаемся? Этические нормы в медиареальности». На этот вопрос вместе со школьниками отвечали медиа эксперты, журналисты московских и федеральных печатных изданий, а также редакторы информационных порталов. Среди них были Ирина Сидорова, руководитель проекта «Пресса в образовании», Денис Лукьянов, литературный обозреватель, контент-менеджер издательских сервисов «Литрес», Мария Москвичева, журналист, историк искусства, и Айман Эль-Джеши, учитель, член экспертного совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения.

МЕЖДУ ТЕМ

Форум школьных средств массовой информации в МПГУ проходит ежегодно. Его цель — повышение интереса учащихся к журналистской профессии, а также создание интерактивной площадки для обмена опытом между школьными пресс-центрами.

В этом году ребята обсуждали тему фейков и фактов, им рассказывали, как создать YouTubeконтент для школьного ТВ и как искать инфоповоды для школьной газеты, о моделировании реальности в журналистике, изучали основы продвижения в соцсетях и рассматривали основные композиционные приемы для создания успешных фотографий.

Рекомендации