Прежде чем создать витиеватую резьбу на двери, устойчивую скамейку или даже обычную доску для резки хлеба, столяру приходится долго обучаться простым, на первый взгляд, вещам— подбору дерева, разметке, грамотной работе с инструментами. Юнкор «Вечерне Москвы» сходила на урок по столярному мастерству «Руки и ремесло» и узнала, как правильно пилить, сверлить и соединять деревянные детали.
В школе меня всегда мучил вопрос — почему на уроках труда нас, девчонок, не учат мастерить? Ведь пила и рубанок весят немного, а разобраться с дрелью наверняка ничуть не сложнее, чем освоить швейную машину. Но, увы, за 11 школьных лет я так и не сделала ни одной деревянной фигурки. Тем не менее желание научиться работать с деревом у меня до сих пор никуда не делось.
«Наконец-то научусь!» — думала я по дороге. Но как выяснилось, даже на мастер-классе по столярному мастерству никто сразу не берет в руки пилу или дрель — все начинается с подбора дерева.
— Доска, из которой вы будете мастерить свое изделие, перед работой должна просушиваться ветром в течение недели как минимум. Ведь из-за влажности на предмете в скором времени появятся щели — рассказывает ведущий мастер-класса Юрий Полусмак.
Не менее важна и разновидность древесины. Например, для изготовления музыкальных инструментов или мебели используют твердые породы дерева — граб или оливу, а для резьбы подойдет мягкая древесина ольхи, ели, каштана. Так как на мастер-классе нам предстояло смастерить подпорку— фанеру с двумя узкими досками, прибитыми с разных сторон, мы решили взять древесину средней мягкости — сосну.
Приступаем к работе. Прежде всего с помощью специального прибора — штангенциркуля с точностью до миллиметра отмеряем нужную длину и следим, чтобы везде сохранялись прямые углы — иначе изделие соединится неточно.
После разметки лишние куски нужно отпилить. Но и тут дело до ножовки пока еще не доходит — сначала доска укрепляется на столе при помощи струбцины, а на месте будущего среза специальным ножом ставится засечка. Иначе ножовка, которая скользит по древесине, может «ускакать» и травмировать горе-столяра. В самом процессе распиливания есть масса тонкостей, за которыми мне, новичку, было сложно уследить. Приходилось пилить в разные стороны — сначала под наклоном вправо, затем прямо, потом снова под наклоном. И при этом постоянно проверять, что прямые углы такими и остались.
Следующий этап— присоединение отпиленных досок к фанере. Здесь тоже есть свои особенности. Хитро улыбаясь, ведущий мастер-класса берет длинный шуруп и начинает вкручивать его. Мгновение— и от впадины от шурупа до края доски протянулась глубокая трещина.
— Как видите, я допустил серьезную ошибку — не подготовил ямку для шурупа, и наша деталь растрескалась. Поэтому нужно сначала просверлить углубление, а уже потом вкручивать шуруп, — говорит ведущий мастер-класса. Следуя этому правилу, мы присоединяем доски. Все получилось так, как надо— ведь мы учли все советы мастера.