Участник мастер-класса по столярному мастерству Глеб Малышев пробует свои силы в работе с классическим инструментом — долотом, Фото: Юлия Комарова

Сначала просверлить, потом вкручивать

  • Юлия Комарова
  • 9.12.2019

Прежде чем создать витиеватую резьбу на двери, устойчивую скамейку или даже обычную доску для резки хлеба, столяру приходится долго обучаться простым, на первый взгляд, вещам— подбору дерева, разметке, грамотной работе с инструментами. Юнкор «Вечерне Москвы» сходила на урок по столярному мастерству «Руки и ремесло» и узнала, как правильно пилить, сверлить и соединять деревянные детали.

В школе меня всегда мучил вопрос — почему на уроках труда нас, девчонок, не учат мастерить? Ведь пила и рубанок весят немного, а разобраться с дрелью наверняка ничуть не сложнее, чем освоить швейную машину. Но, увы, за 11 школьных лет я так и не сделала ни одной деревянной фигурки. Тем не менее желание научиться работать с деревом у меня до сих пор никуда не делось.

«Наконец-то научусь!» — думала я по дороге. Но как выяснилось, даже на мастер-классе по столярному мастерству никто сразу не берет в руки пилу или дрель — все начинается с подбора дерева.

— Доска, из которой вы будете мастерить свое изделие, перед работой должна просушиваться ветром в течение недели как минимум. Ведь из-за влажности на предмете в скором времени появятся щели — рассказывает ведущий мастер-класса Юрий Полусмак.

Не менее важна и разновидность древесины. Например, для изготовления музыкальных инструментов или мебели используют твердые породы дерева — граб или оливу, а для резьбы подойдет мягкая древесина ольхи, ели, каштана. Так как на мастер-классе нам предстояло смастерить подпорку— фанеру с двумя узкими досками, прибитыми с разных сторон, мы решили взять древесину средней мягкости — сосну.

Приступаем к работе. Прежде всего с помощью специального прибора — штангенциркуля с точностью до миллиметра отмеряем нужную длину и следим, чтобы везде сохранялись прямые углы — иначе изделие соединится неточно.

После разметки лишние куски нужно отпилить. Но и тут дело до ножовки пока еще не доходит — сначала доска укрепляется на столе при помощи струбцины, а на месте будущего среза специальным ножом ставится засечка. Иначе ножовка, которая скользит по древесине, может «ускакать» и травмировать горе-столяра. В самом процессе распиливания есть масса тонкостей, за которыми мне, новичку, было сложно уследить. Приходилось пилить в разные стороны — сначала под наклоном вправо, затем прямо, потом снова под наклоном. И при этом постоянно проверять, что прямые углы такими и остались.

Следующий этап— присоединение отпиленных досок к фанере. Здесь тоже есть свои особенности. Хитро улыбаясь, ведущий мастер-класса берет длинный шуруп и начинает вкручивать его. Мгновение— и от впадины от шурупа до края доски протянулась глубокая трещина.

— Как видите, я допустил серьезную ошибку — не подготовил ямку для шурупа, и наша деталь растрескалась. Поэтому нужно сначала просверлить углубление, а уже потом вкручивать шуруп, — говорит ведущий мастер-класса. Следуя этому правилу, мы присоединяем доски. Все получилось так, как надо— ведь мы учли все советы мастера.

Рекомендации