Открытый урок литературы в рамках проекта «Пресса в образовании». Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ(МИИТ)

  • 12.10.2020

Открытый урок литературы в рамках проекта «Пресса в образовании»: «Они – «врачеватели души и тела». А какое у нас предназначение?»

На сегодняшний день практически каждый школьник свободно владеет социальными сетями, активно развивает свой аккаунт. Однако зачастую фильтровать информацию, получаемую через соцсети, сайты, блоги и другие интернет-сервисы не под силу не только ребенку, но и взрослому. Чтобы привить подрастающему поколению умение ориентироваться в нескончаемом потоке информации, критически оценивать содержание той или иной статьи, необходимо представить образец, включающий в себя отобранный и грамотно выстроенный материал. Таким образцом, можно считать газету как сложившееся на протяжении веков медиа. Конечно, не каждое периодическое издание достойно презентации перед учащимися. И в этой ситуации на помощь приходит современный образовательный проект «Пресса в образовании», созданный Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы при поддержке Департамента образования.

При подготовке к открытому уроку литературы в старшем классе мною было просмотрено немало материала, однако воплотить мои представления об идеальном уроке смогла статья «Врачеватели души и тела», встретившаяся на страницах одного из номеров «Столичности».

Прежде чем переходить к описанию самого урока, хотелось бы рассказать о специфике преподавания литературы в старших классах. Это не только погружение в сюжет произведения, анализ образов героев и их поступков, выявление мысли автора, это погружение в атмосферу, в которой творил писатель (или поэт), в его историческую эпоху, в его жизнь и судьбу. Создать у школьника образ автора как личности, с ее поступками, решениями, жизненными испытаниями, поражениями и победами – такова одна из задач уроков. Однако рассказать биографию классика так, чтобы заинтересовать современного школьника, — задача не из легких. А в статье «Врачеватели души и тела», повествующей о жизни А.П. Чехова и М.А. Булгакова, писатели предстают не только как гении литературы, но в первую очередь – как талантливые врачи, готовые пожертвовать своим благополучием, здоровьем, временем, состоянием ради других. Прочитав данную статью, я представила, каким интересным и разноплановым может стать урок, ведь получится реализовать как минимум две задачи: представить перед ребятами образец СМИ, в котором собраны непреложные факты, грамотно написанные тексты, а также познакомить с биографией знаменитых писателей, чьи жизни не ограничивались созданием литературных произведений.

И мои надежды оправдались. Я поняла это еще до начала урока: старшеклассники, входя в кабинет, оглядывались в поисках источника непередаваемого аромата свежего печатного издания. «Сколько у Вас газет!.. Мы будем их читать на уроке?» — спрашивали они. «Я никогда газет не читал», — раздавалось вокруг. Интерес ребят вдохновил меня и придал уверенности. Когда прозвенел звонок, мы полистали печатное издание, обратили внимание на построение газетных статей, актуальность их тем, специфику публицистического стиля, после чего непосредственно перешли к теме урока. «Вы знаете, — начала я, — что многие классики занимались творчеством, не являясь при этом писателями по профессии». В ответ тут же прозвучали имена: Ф.М. Достоевский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и, конечно, А.П. Чехов и М.А. Булгаков. То, что два последних были врачами, было известно учащимся давно. Но прочитанная статья позволила взглянуть на них и под другим углом: это были личности, отдавшие себя великим, трудоемким и, казалось бы, несочетаемым делам – врачеванию и литературе. Как удавалось им лечить людей и создавать произведения, какие важные решения они принимали, выбирая не собственное спокойствие и благополучие, а здоровье и жизнь других, с какими испытаниями сталкивала литераторов историческая эпоха – ответы на эти вопросы нашли ученики в статье. Внимание привлекли и удачно подобранные иллюстрации: ребята узнавали в кадрах из фильмов прочитанные ранее произведения. Глаза школьников горели — остановить обсуждение не было ни возможности, ни желания. В их памяти всплывали образы врачей из рассказов и пьес Чехова: Рагина, Дымова, Старцева, Астрова; профессора Преображенского, доктора Борменталя – из повести Булгакова. Но самое главное, ребятам стало понятно, что доброта, честность, верность, любовь, о которых так много писали эти классики, — не просто слова, это нравственные ориентиры, по которым жили сами литераторы и которые они хотели «привить» остальным. «Лечить тело и душу человека – такой, наверное, была цель жизни этих писателей… «Разносторонняя» работа Чехова и Булгакова не может не восхищать! Почувствовать своё призвание чудесно… А каково же наше предназначение в этом мире?.. А у нас что?» — прозвучала внезапно реплика одиннадцатиклассницы Охлопковой Дарьи в конце урока. «А у вас – все впереди», — улыбнулась я. «Если разговор привел к философским раздумьям о смысле собственной жизни, цель моего урока точно достигнута», — при этой мысли я ощутила непередаваемую удовлетворенность и гордость за проделанную работу.

Оценка директора гимназии РУТ (МИИТ) Мирушиной Оксаны Ивановны подтвердила мои мысли: «Замечательный урок! Чувствуется, что этот проект- «Пресса в образовании»- очень помогает учителям реализовывать свои педагогические идеи. Даже сама форма – чтение газетной статьи – вызвала у ребят столько восторга! Может быть, действительно научатся газеты читать вместо бесконечного пролистывания страничек в соцсетях…»

Может быть… Хочется верить, что подобные уроки с привлечением столь достойного образца медиа помогут школьникам сориентироваться в непрерывном потоке информации, требующем тщательного отбора. Ведь каким будет ответ на вопрос «А у нас что?», зависит только от них, но учитель, как капитан корабля, всегда поможет определиться с нужным курсом.

Открытый урок литературы в рамках проекта «Пресса в образовании». Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ(МИИТ) Открытый урок литературы в рамках проекта «Пресса в образовании». Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ(МИИТ) Открытый урок литературы в рамках проекта «Пресса в образовании». Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ(МИИТ) Открытый урок литературы в рамках проекта «Пресса в образовании». Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ(МИИТ)

 

 

 

Рекомендации