Свет, тень и стамеска. Урок стопроцентной интеграции в честь 165-летия со дня рождения великого гравера Василия Матэ.

  • Кобылинская Мария Анатольевна,  пресс служба ГБОУ Школа № 1512
  • 23.03.2021

«Гравер не скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки, — так писал о себе один из самых ярких художников-граверов Василий Матэ, создававший удивительные гравюры, на которых «богатством светотени и колорита» передавалась укрощенная симфония красок. У каждого мастера свой источник вдохновения, рождающий его уникальную картину мира. Такой источник есть и у нас, в ГБОУ Школа № 1512, в особенности, когда речь заходит о тех, чье имя уже хорошо известно всем, кто следит за хрониками «Уроков с газетой». Вдохновленная образами Матэ и статьей о судьбе и творчестве великого гравера напечатанной в газете «Пресса в образовании», учитель технологии для мальчиков Шевакова Ольга Николаевна организовала беспрецедентное событие – интегрированный урок-мастерскую, объединив на единой площадке знатоков-теоретиков (учащихся 7 классов «Г» и «Б») и практиков (5 класс «Г»). Какая ответственная задача, ведь сегодня это во всех смыслах Открытый урок, так как у нас в гостях руководитель проекта «Пресса в образовании» Сидорова Ирина.

Свет, тень и стамеска. Урок стопроцентной интеграции в честь 165-летия со дня рождения великого гравера Василия Матэ.
Учитель технологии Ольга Шевакова проводит Урок с газетой «Пресса в образовании» . Фото Марии Кобылинской. Пресс служба ГБОУ Школа №1512

«Живой урок» – такое определение дает ему учитель, и лучше не сказать. Ребята не догадывались о том, что будут работать вместе. Единственно, и седьмые, и пятые классы получили задание – внимательно изучить содержание публикации. Первые – для того, что подготовить презентационный материал, викторину-мозговой штурм, а последние – чтобы усвоить информацию к уроку. За время работы в проекте «Урок с газетой», в классе Шеваковой Ольги сформировалась надежная команда знатоков, и поэтому ребятам достаточно просто получить тему урока и изучить публикацию – дальше они свое дело знают на «отлично». Никулин Илья, Баранова Дарья, Вакуленко Варвара лишь добавляют красочных образов в содержание статьи, а представить ее увлекательно, соразмерно возрасту пятиклашек – это мастерство, о котором мы уже упоминали.

Свет, тень и стамеска. Урок стопроцентной интеграции в честь 165-летия со дня рождения великого гравера Василия Матэ.

«Этот урок и практический, и теоретический, – поясняет Ольга, обращаясь к своим ученикам, – и он непосредственно касается того, чему мы научились за последний год».

Все до одного тянут мальчишки руки, отвечая на вопросы по статье. Увлечены все – и участники процесса, и почетные гости. И самое время перекинуть мостик в практическую часть урока. Совсем недавно Ольга проводила Классный час, посвященный научным достижениям, и вот мы уже говорим о Технологии. Остается только восхититься, насколько гармонично все переплетается в этом тандеме – публикации проекта, посвященные Году Науки и Технологии, Уроки, каждый из которых – это иллюстрация педагогического мастерства и любви к предмету.

«Технология – это тонкий и многогранный предмет, – обращается к классу учитель, надевая рабочий халат и очки. – Когда я слышу это слово, я хочу всем напомнить, что это не только деревообработка, и это не «урок труда». Это наука, которая учит нас всех думать, совершенствоваться, учит спасать жизни, летать в космос, лечить людей… Без технологических операций не происходит ни одно научное действие. Химия, биология, литература… Без нашего предмета не обходится ни одна дисциплина».

Однако Технология – это еще и техника безопасности. Перед началом работы это обязательный этап.

Гравюры, а точнее ксилография – это особая техника, для которой нужны определенные инструменты. Стамески, штихели, особого сорта древесина и многое другое – все, что сообщает нам Инфографика публикации в «Прессе в образовании», находит отражение в практической части урока. Правильно поставленные руки, отработанные четкие движения – ребята демонстрируют практические навыки, и это зрелище не может не радовать глаз. Вырастут мальчишки настоящими мужчинами, и никому из них не будет лишним каждый из приобретенных на уроках навыков! И как горят их глаза, когда правильно выполненная работа приносит удовольствие от процесса! А еще они с восхищением наблюдают за мастер-классом, который подготовили учитель и Никулин Илья. Весело гудит токарный станок, разлетается ароматная можжевеловая стружка – ребята понимают, еще год-два, и на месте Ильи окажутся они сами, создавая своими руками свои маленькие шедевры.

Свет, тень и стамеска. Урок стопроцентной интеграции в честь 165-летия со дня рождения великого гравера Василия Матэ.

И, казалось бы, все, но под занавес, как известно, происходят самые интересные вещи. Не побоявшись древесной пыли, взяв в руки рейер (токарную стамеску), надев необходимое обмундирование (все согласно технике безопасности!), к станку подходит наш сегодняшний гость, Сидорова Ирина. Как впоследствии признается Ирина, это был действительно смелый и абсолютно новый опыт! Ну а пока на глазах у ребят на токарном станке Harvey происходит обработка цилиндрической и фасонной поверхности. Довольны все! И взрослые, и дети!

«Мой предмет – это не просто технология, – комментирует Ольга, с трудом скрывая эмоции от удовлетворения результатом урока. – Это весь мир». А еще спешит добавить, что, сотрудничая с проектом «Пресса в образовании», получает огромное удовольствие, общаясь с многогранными людьми, которые занимаются разными видами наук. «Это и есть образование в полном смысле этого слова», – заключает она.

Свет, тень и стамеска. Урок стопроцентной интеграции в честь 165-летия со дня рождения великого гравера Василия Матэ.

И, безусловно, финальным аккордом слово предоставляется руководителю городского образовательного проекта «Пресса в образовании» Сидоровой Ирине.

«Мне больше всего хочется сказать, что все навыки, которые вам дают, никогда не будут лишними в вашей жизни, – обращается к детям Ирина. – даже когда вы станете космическими инженерами и будете отдавать высокотехнологичные задания исполнителям ваших замыслов». И с этим трудно не согласиться. Однако сегодняшняя интеграция на уроке в мастерской – это прежде всего Урок с газетой, и на партах у пятиклассников газеты, которые многие держали впервые в жизни. Однако информация нужна всем, и современный пятиклассник прекрасно умеет ходить за информацией по ссылкам!

«Идем по ссылкам  и забываем, куда шли, – вступает в диалог с классом Ирина. – А нам всегда нужен первоисточник, и именно в газете мы можем получить информацию из первых рук, и она будет достоверной, так как в случае ошибки журналиста  призовут к ответственности в соответствии с законодательством». Она пожелала ребятам в этом сложном мире относиться критически к любой информации, формировать критическое мышление. А газета, тем более такая, как «Вечерняя Москва» всегда была и остается знаком качества, ведь, как говорится, «Что написано пером, не вырубишь топором»!Свет, тень и стамеска. Урок стопроцентной интеграции в честь 165-летия со дня рождения великого гравера Василия Матэ.

 

Рекомендации