Фото: Wikipedia

Черноморские броненосцы снимали в московском бассейне

  • Павел Воробьев
  • 17.01.2022

На экраны советских кинотеатров 18 января 1926 года вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», моментально ставший хитом показов и признанный классикой киноискусства. У Эйзенштейна учились киноприемам многие маститые кинорежиссеры, операторы и мастера спецэффектов.

Долгое время ходил слух, что для съемок морских сцен с участием броненосных линкоров режиссер действительно заставил гонять туда-сюда черноморскую эскадру. Мол, дело было дорогостоящее и съемки проводились под видом учений флота. Эйзенштейн якобы договорился с флотским командованием о таком ходе, чтобы не привлечь внимание чекистов растратой огромных сумм казенных денег.

С финансированием искусства в первые годы советской власти действительно было неважно — надо было восстанавливать и развивать страну после страшной Гражданской войны, а не тратить деньги на деятелей экрана и сцены. Но для явно пропагандистских проектов (а фильм «Броненосец «Потемкин» был именно таким) деньги у советского правительства все-таки находились. Помня завет Ленина: «Важнейшим из искусств для нас является кино», ВЦИК и Госкино выделили финансирование на вполне достаточном уровне. Конечно, средств не хватило бы для настоящих съемок броненосной эскадры в море, да и броненосцев к тому времени уже осталось совсем мало.

Но для съемок восстания на настоящем боевом корабле денег хватило.

Кстати, сам броненосец «Потемкин» в фильме так и не принимал участия, хотя и стоял у берега рядом с местом съемок. Дело в том, что устаревшего «Потемкина» тогда же готовили к распилу на металлолом, и его роль в фильме исполнил корабль «Двенадцать апостолов», на котором была похожая на потемкинскую площадка с двухорудийной башней главного калибра. Именно возле этой башни и происходят несколько ключевых эпизодов фильма. Но и «Двенадцать апостолов» в море не выходил — он тоже считался устаревшим и был превращен в складское судно у причала.

А как же пронзительная сцена прохода восставшего броненосца мимо черноморской эскадры, отправленной на его уничтожение?

Оказывается, эту сцену Сергей Эйзенштейн снимал… в Москве! Тут поработали люди, которых сейчас называют мастерами спецэффектов, а тогда записывали как мастеров «комбинированных съемок». В этом как раз и был смысл: скомбинировать в одном кадре макеты кораблей и водную гладь с реальным зад ним фоном или с нарисованным задником так, чтобы выглядело все на экране не по-игрушечному, а как в жизни.

В знаменитых Сандуновских банях в большом бассейне поставили декорации неба и морской дали, на подкрашенную темную воду бассейна спустили модели кораблей. А рядом с камерой, но так, чтобы не влезть в кадр, расположились люди, которые лопатами нагоняли в бассейне волну.

И… получилось. Зрители были восхищены и верили увиденному на экране.

Рекомендации