1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com xslotx.com dezperadoz.com güvenilir rulet siteleri 24hrbetting.com casino siteleri onlinecasinontx.com slot oyna blackjack siteleri 1xbitgiris.org venusbetgiris.net betebet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
levant casino casinolevantgiris.com levant casino levant casino levantguncel.com levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino vidobet vidobet vidobet vidobet denemebonusu.com betgitguncel.org betmaldives.org onlinecasinomaldives Maldives Casino casino siteleri adaxbetguncelgiris.org
Фото: Public domain

Старинный рецепт алхимиков или специальный клей

  • Павел Воробьев
  • 20.02.2023

Известный памятник гражданину Минину и князю Пожарскому — спасителям России в Смутное время — был открыт на Красной площади 20 февраля 1818 года. История его создания была долгой (первые эскизы начали обсуждаться в 1802 году) и привлекала внимание публики.

После нашей победы в Отечественной войне 1812 года патриотическая тема была очень популярна во всех слоях населения России, а Смутное время представлялось всем хотя бы мало-мальски обученным людям важнейшей рубежной эпохой. Временем, когда Россия действительно могла погибнуть, и подвиги Минина и Пожарского по ее спасению были неоспоримы. Как только в 1815 году скульпторы Иван Мартос и Иван Тимофеев представили полноразмерную модель будущего памятника, про их работу стали регулярно писать газеты и журналы.

Почти все этапы создания монумента обсуждались в прессе, на собраниях«салонах» и на балах. Одна из основных трудностей для Мартоса, Тимофеева и присоединившегося к ним мастера по металлическому литью Василия Екимова заключалась в том, что авторы хотели создать монумент единой, сплошной отливкой. До того практиковалось отливание больших по размерам памятников в металле по частям, с последующей сборкой. В этом случае стыки деталей портили эстетический вид фигур, и их старались маскировать под складки одежды, ремни, снаряжение и так далее. Мартос же хотел сделать все сразу и красиво.

— Литейщик Екимов долго подбирал варианты состава, из которого можно сделать форму для литья, — рассказал историк Олег Островский. — Технология была такой: восковую копию памятника обмазывали специальным составом, который застывал и становился жаростойким. Потом прямо в форму лили расплавленный метал, он испарял и вытеснял воск и застывал точно по оставшейся форме.

Хитрость была в том, что лить сложную форму в землю было нельзя, а известный тогда бетон трескался. Екимов обмазал воск смесью истолченных в муку кирпичей, залитых жидкостью, слипавшейся при высыхании и притом достаточно жидкой, чтобы не давать комков при замешивании…

В обществе долго спорили, что это было — специально привезенный из Европы клей, секретный рецепт старинных алхимиков, сок экзотических растений… Наконец сам Екимов раскрыл секрет: жаропрочная форма для памятника народным героям была сделана из материалов дешевых и истинно народных — кирпичную муку заливали… пивом и квасом.

В результате отливка заняла всего девять минут, единый памятник из двух фигур был отлит из бронзы с первой попытки и без малейшего брака. И сейчас без этого памятника Красная площадь немыслима.

Рекомендации