Кто на самом деле строил первое московское метро

  • Павел Воробьев
  • 15.05.2023

Помните: «От Сокольников до Парка на метро», — поется в популярной «Песне старого извозчика» Леонида Утесова? Именно эта ветка метрополитена — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» — стала первой в Москве и открылась 15 мая 1935 года.

Она сразу стала сверхвостребованной у горожан. Объясняется это просто: первая линия метро повторяла маршрут самых используемых на тот момент автобусно-трамвайных линий. С метро сразу стали связывать разные легенды — особенно с процессом строительства. Со времен развала СССР в народе бытует мнение, что на стройке использовался труд заключенных ГУЛАГа, многие из них погибли от тяжелой работы.

Стройка метрополитена была действительно настолько масштабным проектом, что на нее не хватало собственных сил Метростроя. Откуда же советская власть взяла недостающие рабочие руки? — Дело в том, что рабочих на больших стройках социализма вполне хватало благодаря коллективизации, — рассказал историк Иван Белоконь. — Коллективизация вывела из деревень в города около 12 миллионов человек. И многие из них были задействованы на больших стройках — в основном, конечно, в качестве неквалифицированной рабочей силы. Учитывая такое положение, использовать труд заключенных не было надобности. Среди населения на рубеже 1920–1930-х годов действительно был сильнейший энтузиазм и огромное количество добровольцев на любые стройки. В этом смысле советский фильм «Добровольцы» ничуть не грешит против истины.

Специалисты по истории московского транспорта выяснили, откуда пошел слух про заключенных ГУЛАГа на прокладке линий метро. Оказывается, выдумки про это появились еще в среде общества «Мемориал» (признано иноагентом), занимавшегося исследованием политических репрессий в СССР с явно антисоветских позиций.

А в 2009 году культуролог и урбанист Ольга Зиновьева в книге «Символы сталинской Москвы» написала, что НКВД якобы послал на стройку «тысячи политических заключенных». Но… никаких подтверждений, никаких ссылок на документы или воспоминания участников стройки Зиновьева не привела. Хотя именно ее книгу часто приводят в качестве «доказательства».

Между тем немецкий исследователь-социолог Дитмар Нойтатц в книге «Московское метро: от первых проектов до великой стройки сталинизма» доказал на основе архивных документов, что никаких заключенных на строительстве метро не было.

А были комсомольцы-добровольцы, работавшие постоянно, и работники различных московских учреждений, которые помогали стройке на регулярных субботниках. Вот они вместе со специалистами Метростроя и сделали для нас метро.

Рекомендации