Unsplash

Законное пиратство

  • Павел Воробьев
  • 19.09.2022

Сегодня, 19 сентября, отмечается Международный пиратский день — веселый праздник, в шутку учрежденный двумя друзьями-американцами в 1995 году. Десятки тысяч людей по всей планете его отмечают — кто ради веселья, а кто из увлечения феноменом пиратской культуры XVII– XVIII веков. До сих пор большинство людей уверены, что пираты всегда были свободными людьми и выступали против правительств и любых официальных властей. Раз грабители, значит и вне закона. На самом деле все было сложнее, вплоть до того, что в мире существовал (и до сих пор остается!!!) институт вполне законного пиратства. Правда, только в случае войны.

Все началось с того, что англичане в XVII веке, воюя с испанцами в колониях Нового Света (обеих Америках и в Карибском бассейне), испытывали острый недостаток солдат. А планы атак испанских поселений и захвата кораблей с золотом имелись в большом количестве. И тогда английские власти в колониях стали нанимать на службу королю пиратов, когда надо было атаковать испанские поселения.

— Например, известнейший пират Генри Морган свои самые удачные походы и грабежи испанских городов в Южной Америке совершил на службе английской короне, — рассказал историк Олег Островский. — А один из первых английских пиратов — Френсис Дрейк — вообще действовал с неофициального приказа царствовавшей тогда королевы Елизаветы и делился с ней награбленным.

Конечно, «ничейные» пираты, живущие жизнью преступников, тоже были. Но им где-то надо было закупать припасы для плаваний и сбывать награбленное. И тут на помощь приходили… опять власти колоний.

— Губернаторы колоний чаще всего привечали своих по крови пиратов и всячески старались уничтожить чужих, — пояснил Островский. — В XVII и XVIII веках на Карибах это было в порядке вещей. А в случае объявления войны — вообще нанимали пиратов для грабежей вражеских городов совершенно официально. И это породило институт каперства — законного пиратства.

Капером мог стать любой человек, собравший команду и имеющий судно для атаки вражеских кораблей. Ему выдавался патент, который служил охранной грамотой. Простых пиратов при поимке вешали без лишних слов, а каперы считались военными. Их полагалось брать в плен. Каперы обычно захватывали торговые суда противника и приводили их в свои порты. Там им выплачивались награда за захваченное судно и доля от его груза.

— Лишь к концу XIX века ведущие державы каперство решили запретить. Но при этом родился институт рейдерства: теперь торговые суда противника могли захватывать или топить только военные корабли. И все морские державы тут же стали обзаводиться быстроходными крейсерами-рейдерами, предназначенными для террора на торговых коммуникациях. Сейчас, при нынешних технологиях, рейдерством, то есть узаконенным пиратством, может заниматься любой военный корабль. Но лишь в случае войны, — заключил историк.

Рекомендации