Фото с официального сайта корпорации «Роскосмос».

Отроки во Вселенной. Студенты двигают космическую отрасль

  • Никита Миронов
  • 8.04.2024

Сегодня студенты и молодые ученые ведущих вузов страны запускают спутники, участвуют в космических программах своих университетов и институтов. Возможно, именно их усилиями мы шагнем на другие планеты.

На борту Международной космической станции (МКС) стартовал неожиданный эксперимент.

— Применяя технологии 4D-биопечати, мы намерены получить аналоги трубчатых органов: пищевода, бронхов, трахеи, мочеточников и других, — пояснил космонавт Олег Кононенко.

По его словам, технология с применением эффекта памяти формы материалов была разработана специалистами ≪3Д Биопринтинг Солюшенс≫ совместно с учеными из МИСиС.

— Данная технология апробирована в космосе впервые в мире, — заявил Кононенко.

Технология 4D-печати позволяет изменять форму напечатанного объекта на предварительно заданную форму.

— Четвертым D в печати называют не измерение, а стимул, с которым связано изменение характеристик объекта. Из-за того, что в эксперименте используется живой клеточный материал, технология получила название 4D-биопечати, — уточнил космонавт-исследователь.

Запустили спутник

Нет, это не фантастика. Студенческие спутники пока распространены меньше, чем студенческие капустники, но они есть, и много. Так, например, 14 июля 2017 года с космодрома Байконур был запущен спутник ≪Искра-МАИ-85≫, созданный студентами Московского авиационного института (МАИ). Он стал первым за 25 лет космическим аппаратом, созданным в МАИ и успешно выведенным в космос, но девятым (!) за все время работы института. Полетная программа ≪ИскрыМАИ-85≫ была призвана оценить надежность платформы стандарта CubeSat, созданной в МАИ.

— CubeSat — это малые или сверхмалые искусственные спутники Земли для исследования космоса, имеющие габариты 10×10×10 сантиметров, весом не более 1,33 килограмма, — пояснил популяризатор космоса Андрей Емельянов. — Этот аппарат напичкан микроэлектроникой, которая помогает студентам и даже школьникам проводить в космосе учебные научно-образовательные эксперименты, ну, например, забрасывать туда споры бактерий и микроскопических грибов.

Студенты МГТУ имени Баумана, в свою очередь, запустили спутник ≪Парус-МГТУ≫. Он оснащен солнечным парусом, который при бомбардировке солнечными заряженными частицами создает тягу. Больше того, этот парус можно вытягивать на различную длину и таким образом регулировать тягу, чтобы менять орбиту движения спутника. Спутник был запущен не вручную: космонавты применили специальное пусковое устройство, также разработанное студентами Бауманки. Устройство нужно, чтобы аппарат летел точно по прямой траектории. Предполагается, что в дальнейшем с его помощью можно будет запускать с борта МКС и другие наноспутники.

Поможем Ирану

Тегеранский университет и МГУ им. Ломоносова начали реализовать сразу несколько совместных научно-исследовательских проектов в космической сфере. В первую очередь ученые двух вузов займутся спутниковыми разработками, заявил ректор тегеранского университета Мохаммад Мокими.

— Космические технологии Ирана пока на относительно невысоком уровне, потому что страны Запада и Израиль не заинтересованы в прогрессе Ирана в космической сфере, чинят препятствия для Тегерана в их достижении, — заявил ректор.— Нам следует консолидировать наш потенциал и реализовать масштабные проекты в области космической отрасли на международном уровне.

Иран уже активно развивает свою космонавтику. В этом году, например, был запущен наноспутник ≪Кейхан-2≫, разработанный для проверки космической технологии позиционирования. Он обеспечивает возможность установления локации независимо от системы глобального позиционирования.

— По сути, в космосе тоже идет противостояние с Западом. Ведь, например, система спутниковой навигации GPS — это такой же инструмент влияния, как доллар или система ≪Виза≫. Если GPS отключить или заставить ≪глючить≫, можно сбить с курса любую технику, — пояснил Андрей Емельянов. —Поэтому Россия и разработала спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, чтобы быть технологически независимой. Иран пытается сделать то же самое.

Ключ на старт

Роскосмос определил перечень из 18 опорных вузов и объединил их в консорциум, который будет выпускать специалистов для российской ракетно-космической отрасли. Есть, конечно, среди них и московские.

— В целом в космическую отрасль ежегодно приходят 700–800 выпускников вузов — так называемых целевиков, то есть обучающихся специально для Роскосмоса. Больше всего — из МГТУ имени Н. Э. Баумана (примерно 150 человек), а также МАИ (100 человек) и МИРЭА — примерно 30 человек, — рассказывает директор департамента кадровой и социальной политики Роскосмоса Владимир Матвейчук. — Среди космических специальностей можно выделить, например, не только ≪Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов≫, но и ≪Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств≫, ≪Радиоэлектронные системы и комплексы≫, ≪Машиностроение≫, ≪Информатика и вычислительная техника≫, ≪Ракетные комплексы и космонавтика≫, ≪Радиотехника≫, ≪Программная инженерия≫.

Вот так, друзья. Космос становится ближе. И любой может связать с ним жизнь.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Игорь Измайлов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории астрометрии и звездной астрономии главной астрономической обсерватории РАН:

— Многие недоумевают: а зачем вообще проводить космические исследования? Ведь они очень дорого стоят! На самом деле спутниковое телевидение, интернет и мобильная связь, GPS и ГЛОНАСС-навигация, сервисы геолокации и беспроводные девайсы стали нам доступны именно в результате освоения космоса. К тому же знания о соседних планетах позволяют нам лучше узнать нашу Землю. Простой пример: ученые выяснили, что атмосфера Венеры и Марса состоит из углекислоты. В итоге мы поняли, что до появления жизни на Земле тоже не было кислорода. Второй пример: атмосфера Венеры, как выяснилось, разогрета более чем до 400 градусов. Этот факт наглядно демонстрирует, как на планету может влиять парниковый эффект.

Рекомендации