Ученицы 11-го класса школы № 2097. София Кузина (слева) и Яна Луканина проводят химические опыты. Возможно, скоро они пополнят ряды молодых ученых

Эксперты обсудили, как сделать науку привлекательной для молодежи

  • Вероника Ушакова
  • 24.05.2021

Форумом «Молодежь и наука», который проходил в онлайн и офлайн-формате, открылась Неделя образования. Ведущие мировые ученые и эксперты обсудили актуальные вопросы. Онлайн-форум прошел на коммуникационной digital- платформе «ММСО.Конект», благодаря которой организаторам удалось объединить более 100 событий недели образования.

Форум проходил на базе Национального исследовательского Нижегородского государственного университета. На повестке дня у экспертов насущный вопрос — отток молодежи из науки.

— Ситуация пока у нас не очень благоприятная. Мы должны сосредоточить свои на усилия том, чтобы мы научились как можно быстрее превращать знания в технологии. У молодежи много траекторий, направлений будущих специальностей. Можно стать хорошим бизнесменом, политиком, а можно стать ученым. И наша задача — сделать траекторию ученого привлекательной и интересной, — рассказал академик, президент РАН Александр Сергеев. Академик отметил, что в XXI веке благосостояние стран отмечается не расширением территории, запасами газа и нефти, а технологическим превосходством.

— Для того чтобы наука была привлекательной для молодежи должны быть необходимые условия. Это не только стипендии и зарплаты. То, что мне в свое время нравилось в научной работе — это возможность общаться с людьми, ездить по стране встречаться с коллегами и узнавать новое, — рассказал руководитель организационного комитета форума Михаил Иванченко.

Эксперты отметили государственную поддержку науки на высоком уровне. И основное, чего сейчас не хватает сфере, — молодых ученых и сменяемости кадров молодым поколением.

— Очень многие люди приходят в науку за плотной академической средой, потому что там интересно, там кипит жизнь. Постоянно куда-то можно пойти и стать умнее. Ощущение себя в точке кипения притягивает ученых в мировые университеты. Но это кипение с годами может пройти. Чтобы что-то кипело, нужно, чтобы научные работники были 30–40-летними, — отметил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.

О том, как именно работать в этом направлении, эксперты и участники образовательного процесса обсудили на Неделе науки, которая прошла с 17 по 23 мая. Проект позволяет участникам проанализировать современные технологии, эффективные региональные и мировые практики.

Одна из основных задач организаторов — показать, что образовательный процесс не заканчивается вместе со школой, колледжем и вузом, а только начинается. На Неделе образования прошло более 100 тематических конференций, сессий и мастер-классов.

Рекомендации