Московские школьницы Ксюша Нелюбина, Алина Атаева, Яна Нелюбина (слева направо) изучают экспонаты в Музее Победы. Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Экспонаты трогать разрешается

  • Альфия Камилова
  • 25.02.2019

В марте в столичном музее-заповеднике «Царицыно» откроется еще один зал нового Детского музея, где все экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки и рассматривать.

Крепкий 250-летний дуб со звуковыми картинками, буквари разных эпох — попробуй угадай, какой из них ХVII века! Интеллектуальные головоломки викторины дарят новые знания, которые могут пригодиться, в том числе при сдаче экзаменов. У настенного магнитного пазла посетители задерживаются надолго, всем хочется восстановить фрагмент фасада Оперного дома в «Царицыне».

Несмотря на название «детский», музей интересен всем. Первый его зал открылся в декабре прошлого года, в нем рядом с историческими экспонатами — интерактивные модули. Пространство сразу понравилось детям. Первый зал музея посвятили истории усадьбы Царицыно, во втором можно узнать секреты строительства дворца.

— Полтора года мы с коллегами из Санкт-Петербурга и нашими научными сотрудниками создавали концепцию Детского музея, ориентированного на семьи и детей с особыми потребностями, — подчеркивает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Ребенку должно быть интересно до дрожи, и экспонат он должен не только видеть, но и чувствовать, слышать.

В новом зале посетители познакомятся с играми и развлечениям XVIII века. К концу года в музее появится еще два зала. В «Кабинете натуральной истории» посетители будут заниматься творчеством, проводить детские научные конференции, ставить спектакли. Кстати, часть модулей помогали создавать педагоги и учащиеся столичных школ.

— Наши ребята занимались 3D-моделированием, визуализацией, прототипированием и копированием, — рассказывает заместитель директора школы № 548 «Царицыно» Андрей Иванов. — А теперь — созданием аудиогида.

Сейчас в музее готовятся экскурсии для слабослышащих посетителей и детей с ментальной инвалидностью. По программе «Музеи — детям» московские школьники могут посетить многие музеи бесплатно. Нужно лишь пройти к кассе с вывеской «Здесь школьник может приложить карту москвича или карту «Москвенок» к считывателю и получить бесплатный билет. Скучный зал, неинтересные лекции, потерянное время в музее ушли в прошлое.

— Проект «Учебный день в музее» переворачивает представление о посещении экспозиций. Приоритет сегодня — это формирование поисково-исследовательских навыков и метапредметных умений на основе экспозиций, практикоориентированные задания, — говорит старший методист Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы, куратор проекта «Учебный день в музее» Екатерина Кирьянова.

Так, сегодня в Мемориальном музее космонавтики можно провести занятие по физкультуре, в Доме-музее Скрябина — интегрированный урок физики и музыки, а в Музее обороны Москвы — химии.

Всего же в проекте «Учебный день в музее» принимают участие 10 учреждений, в которых проводятся уроки для учеников с 5-го по 11-й класс и учащихся колледжей. Город в полной мере становится образовательной средой. Главное — использовать возможности на 100 процентов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Юлия Ковальчук, психотерапевт Международного медицинского центра, кандидат медицинских наук: 

— Косвенное внушение работает лучше, чем прямое. В музее ребенку не нужно заучивать тему, он усваивает ее играя. В обработке информации участвуют больше зон мозга. Если ребенок только слушает — работает аудиальный канал, если смотрит — зрительный анализатор, трогает— кинестетический канал и вестибулярная зона. Больше уровней восприятия — информация становится объемной.

СПРАВКА

Интерактивные музеи Москвы, которые интересно посетить:

1. «Робостанция» «ВДНХ» пр-т Мира, 119, стр. 2, пав. 2

2. «Экспериментаниум» «Сокол» Ленинградский пр-т, 80, корп. 11

3. «Бункер-42 на Таганке», Бункер Сталина, Музей холодной войны «Таганская» 5-й Котельнический пер., 11

4. «ИнноПарк» «Кузнецкий Мост» Театральный пр-д, 5, стр. 1, эт. 4

Рекомендации