Портрет художника Н. Н. Ге кисти Николая Ярошенко (холст, масло)

Картины Николая Ге как повод задуматься о собственной душе

  • Ольга Кузьмина
  • 23.02.2021

Рожденный 27 февраля 1831 года в семье помещика с французскими корнями мальчик Коленька имел все шансы погибнуть.

Тогда, 190 лет назад, под Воронежем свирепствовала холера. Мама холеру не пережила. Братья Ге выжили — их вырастили бабушка и нянька из крепостных. В воспоминаниях Николая Ге есть забавный момент о детстве: «Помню, что нарисовал на полу мелом лошадей и архимандрита в мантии. Бабушка заметила, что рисовать лошадей можно на полу, а архимандрита — нельзя».

Все братья Ге были, как сказали бы сейчас, технарями. Повсюду рисовавший Коленька — тоже. И что в Киевском университете, что позже в Петербурге, исполняя волю родных, учился Коля математическим наукам, хотя душа его рвалась к краскам. Причем долгое время он, не имея возможности посмотреть картины «живьем», изучал живопись по изображениям — в том числе по литографиям. И его кумиром стал великий Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» которого Ге знал до деталей.

Оказавшись в Петербурге и впервые зайдя в выставочный зал Императорской академии художеств, Ге никак не мог оторваться от созерцания полотна Брюллова. Такое внутреннее раздвоение не могло быть вечным. В 1850 году он бросит математику и поступит в Академию художеств.

К этому моменту Ге был вполне сформированным, целостным человеком, болезненно требовательным к себе и беззаветно влюбленным в мастеров кисти. Жилось ему трудно: еле сводя концы с концами, Ге бесконечно подрабатывал частными заказами. Высшей наградой для него стала покупка фрака по случаю — лишь потому, что без него не пускали в «Эрмитаж»… Сам почти нищий, он всегда помогал другим, порой одалживая «на выход» собственную одежду. Окружающие любили его за удивительные человеческие качества.

Биография Николая Ге — в широком доступе, в ней много любопытных моментов. Но важно понять, что именно привнес он в историю живописи и почему не забыт. Первый и основной ответ на этот вопрос: несмотря на множественную критику, Ге реалистично и новаторски переосмысливал многие библейские сюжеты. Например, его «Тайная вечеря» — это уникальная психологически, исторически и новаторски картина, дающая представление как о состоянии Христа, предощутившего предательство любимого ученика, так и о состоянии самого предателя, Иуды: задумавший предательство не может не предать.

И у каждого полотна Ге ты задумываешься о темных и светлых сторонах души, а значит — имеешь шанс излечить ее от многих хворей. И хотя многие художника критиковали, именно Ге поднялся на новые высоты реализма в философском осмыслении бытия. А кроме этого, он оставил нам удивительные портреты современников и исторических личностей, благодаря которым мы можем составить представление и об объятой пламенем душе Александра Герцена, и о скрупулезно работающем Толстом, и о смятении царя Петра, увидевшего сына-отступника. Ге каждой своей работой учил и учит нас видеть в жизни больше, чем просто картинку.

Этим он и интересен.

Рекомендации