Фото: Городской методический центр ДОНМ

Маршруты любимого города или как развивается проект «Московский экскурсовод»

  • Виктория Разводовская, Елена Лукманова, пресс-служба Городского методического центра ДОНМ
  • 30.10.2019

Москва – город с большим историко-культурным наследием. Посмотреть его достопримечательности и погулять по живописным улицам столицы приезжают люди со всех стран мира. Неудивительно, что образование сегодня стремится повысить интерес школьников к истории своего города. Вот уже на протяжении трех лет в Москве активно развивается межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод», все участники которого могут не только расширить свой кругозор – получить углублённые знания по истории родного города, – но и узнать много интересного об этой профессии, развить в себе столь важные для жизни в современном обществе коммуникативные навыки.

Немного о проекте и немного о профессии

Туристическая инфраструктура развивается большими темпами. Необходимо разрабатывать новые интересные маршруты, чтобы гости столицы чувствовали себя комфортно во время своего путешествия.

«Идея проекта «Московский экскурсовод» появилась еще в 2016 году. Был проведен анализ компетенций, которые получают школьники в период обучения с 8 по 11 класс. Выяснилось, что компетенции, которые заключали бы в себе развитие в гуманитарном, культурном, ораторском направлении практически отсутствуют. В связи с этим я выступила с инициативой создания проекта «Московский экскурсовод». Приобретаемые навыки пригодятся ребятам в дальнейшей жизни, ведь умения просто рассказать — мало, надо заинтересовать слушателя, учиться азам ораторского искусства, – рассказала Ирина Белых, Депутат Государственной Думы Российский Федерации, – наша первоначальная задача — дать азы, познакомить. А дальше — это применение языка — языка родного и языка, который ты учишь в школе, да еще и не одного! Это применение it — технологий, это умение работать с гаджетами, это умение тут же переключиться и работать с людьми, это знания психологии. Я думаю, как всякая профессия, она интересна какому-то конкретному сообществу».

Впервые проект заявил о себе в сентябре 2017 года и на сегодняшний день приобрел впечатляющую популярность. «Московский экскурсовод» поддержали лучшие музейные площадки столицы: среди них Музей им. К. А. Тимирязева, Садовое кольцо, Исторический музей, Музей обороны Москвы, Музей современной истории России, Музей А.С. Пушкина и многие другие.

Также партнерами проекта являются Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турмененджеров РФ, Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Городской психолого-педагогический центр, Центр профориентации Московского метрополитена.

Профессия экскурсовода уникальна, и проект даёт возможность школьникам приобщиться к ней. Результатом обучения по такой необычной программе должен стать авторский экскурсионный маршрут по городу, проведенный участниками. Ребята смогут рассказать о музеях, парках, улицах любимого города туристам. Каждый юный экскурсовод с задачей справляется на высокопрофессиональном уровне: за время обучения у ребят формируются все необходимые умения и навыки, практические и теоретические знания.

Москва – это большая платформа для маленьких путешествий. Любой маршрут в нашей столице удивителен и уникален. Школьники, изучая одновременно историю, архитектуру и культуру столицы, приобщаются к прошлому, настоящему и будущему своего города и страны.

Каждый участник проекта может окунуться в новую для себя сферу деятельности, а перед лучшими выпускниками проекта двери откроет Центр профориентации Московского метрополитена, где они получат неоценимый опыт и уникальные знания. Столичные школьники, оказавшись в реальных условиях московского метрополитена, попробуют свои силы и проложат экскурсионный маршрут в подземном мире.

«Участвуя в проекте «Московский экскурсовод», ребята приобретают все самые необходимые современные компетенции. Они учатся быть самостоятельными, ведь им нужно не просто найти информацию, но и проанализировать ее, решить, что будет особенно важным. Такой опыт в буквальном смысле метапредметен: здесь и русский язык, и литература, и история, и иностранные языки. Это большое подспорье для будущего. Ребята-выпускники проекта являются уже более зрелыми личностями – потому что у них за плечами серьезная профессия экскурсовода», — отметила Елена Наумова, заведующая экскурсионным отделом Музея Победы.

Как все проходит

С первых недель старта проекта в этом году участников «Московского экскурсовода» ждут автобусная экскурсия протяженностью 60 километров от Ассоциации гидов, экскурсоводов и тур-менеджеров, на которой школьники смогут познакомиться с особенностями проведения таких маршрутов; тренинг «Мастерство публичного выступления» от Московского городского университета управления Правительства Москвы, где юные экскурсоводы узнают об эффективных техниках публичного выступления и особенностях речевого этикета в деятельности экскурсовода. Занятия проведут опытные преподаватели из Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

«Проект «Московский экскурсовод» помогает решить важные задачи: ребята получают новые возможности для трудоустройства; во время обучения происходит развитие различных компетенций, в том числе коммуникативных. Институт Пушкина выступает партнером проекта по формированию коммуникативных навыков, потому что умение грамотно, красиво говорить будет полезно ребятам не только в рамках этой программы, но и в жизни. Ну и, конечно, в общении с экскурсоводом самое важное — это диалог, эмоции, улыбки и даже шутки», – уверена ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

Немаловажно и отработать навыки первой помощи: помогут в этом ребятам специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Маршруты любимого города или как развивается проект «Московский экскурсовод»
Фото: Городской методический центр ДОНМ

Что нового?

В этом учебном году впервые будет разработан профильный экскурсионный маршрут студентами Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26. Будущие специалисты смогут применить свои профессиональные знания на площадке Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника» территория «Коломенское», осваивая навыки экскурсионной деятельности с учетом профессиональной отраслевой направленности.

Студентка колледжа Анна уже поделилась с нами впечатлениями от первых шагов в проекте: «Я думаю, «Московский экскурсовод» позволит получить мне необходимые навыки, включая ораторские способности, манеру держаться в обществе, а также уверенно выступать перед большой аудиторией».

Уже в апреле наши юные экскурсоводы продемонстрируют, чему они научились на площадках городских музеев. Во время сдачи экзамена ребята покажут навыки проектировки и создания своих уникальных экскурсий, проведение которых планируется, в том числе, на пяти иностранных языках — китайском, английском, французском, испанском, немецком для иностранных граждан – гостей столичного региона.

Ученица школы №1598 Виолетта Луговская рассказала о своем опыте участия в «Московском экскурсоводе»: «Для меня проект стал возможностью освоить навыки проведения экскурсий, расширить свой кругозор, получить опыт коммуникации, а также углубить знания по истории своего родного города. В этом учебном году наша школа продолжает участвовать в проекте. И я с большим удовольствием сейчас выступаю в роли наставника: провожу беседы, делюсь своим опытом». Кстати, Виолетта сдавала демонстрационный экзамен на английском языке.

Что же в итоге?

В мае 2020 года на одной из красивейших площадок историко-архитектурного художественного и ландшафтного музея – заповедника Царицыно в Екатерининском зале пройдет торжественная церемония награждения выпускников проекта «Московский экскурсовод». В мероприятии примет участие депутат Государственной Думы Российской Федерации Белых Ирина Викторовна, представители столичных департаментов образования и науки, культуры, эксперты и представители Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Ключевым моментом церемонии станет подписание договоров со столичными школьниками на прохождение профессиональных стажировок в музеях города Москвы.

Выпускница прошлого года, ученица зеленоградской школы №1194 Анастасия Шульгач, рассказала о своей стажировке в Музее Победы: «Мне повезло — после прохождения стажировки и испытательного срока я осталась работать в Музее Победы. Это уникальный шанс, который дал мне проект. На самой стажировке мне удалось глубже узнать саму профессию экскурсовода, всю «кухню» музея изнутри — организацию процессов, весь сложный механизм его работы. Например, сборные экскурсии дают возможность научиться взаимодействовать одновременно с разными людьми и преподносить информацию одинаково интересно и доступно для всех, поэтому здесь уже привносится некий элемент творчества, ну и, конечно, познаешь тонкости психологии».

Проект «Московский экскурсовод» — это уникальная возможность реализовать свои творческие идеи и приобщиться к новой интересной профессии.

 

Рекомендации