Учитель русского языка и литературы школы № 1799 Вера Ключникова на заседании «Клуба учителей» рассказывает о музее «Памяти фронтовых кинооператоров». Фото: Екатерина/Алексеева

Снимали хронику, рискуя жизнью

  • Александр Зосимов
  • 16.05.2022

Педагоги столицы приняли участие в заседании «Клуба учителей», прошедшем в редакции газеты «Вечерняя Москва». Они поговорили о людях мирных профессий в годы Великой Отечественной войны.

Преподаватели столичных школ проводят активную работу для формирования патриотических ценностей в сознании молодежи. Большую роль в этом играет музейная педагогика, помогающая ученикам подробно погрузиться в историю своей страны. В год 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне участники «Клуба учителей» рассказали об экспонатах своих школьных музеев, некоторые экспозиции которых посвящены людям мирных профессий в военное время.

О жизни филолога Лидии Семеновой, которая в годы войны была медсестрой второго состава 44-й стрелковой дивизии, рассказала учитель истории, руководитель комплекса школьных музеев «Большая школьная история Писцовой улицы» школы № 1164 Елена Гераскина. В музее образовательного учреждения хранится подлинная тетрадь с воспоминаниями участницы Великой Отечественной войны. Записную книжку Лидии Семеновой зрители могли увидеть на встрече «Клуба учителей».

— Несмотря на то, что Лидия Семенова воевала на фронте, она продолжала интересоваться литературой, филологией, — говорит Елена Гераскина. — В свою тетрадь она записывала стихи русских поэтов, которые потом наизусть читала солдатам. По записям заметно, что она очень любила творчество поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. В записной книжке она кратко описывала свои мысли, которые ее беспокоили на фронте.

Например, на одной из страниц записной книжки Лидии Семеновой можно прочитать письмо, адресованное ее отцу. В нем она пишет, что хочет связать свою жизнь с гуманитарными науками. В частности, поступить на филологический факультет Ленинградского государственного университета, а не на техническую специальность, как ей советует отец.

Одна из записей в тетради военной медсестры отражает эмоциональное состояние, которое свойственно было переживать многим военным на фронтах Великой Отечественной войны.

— Глухо шумит сосновый лес, в котором затерялась наша палатка. Какое-то жуткое одиночество окутывает мое существо. Впереди еще длинная, длинная ночь, а лес все шумит и шумит, навевая ужасную тоску, — цитирует строчки из письма 1944 года Лидии Семеновой столичный преподаватель Елена Гераскина.

Снимали хронику, рискуя жизнью
Клуб учителей в редакции газеты Вечерняя Москва. Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

В музее школы № 1799 есть уникальная коллекция довоенных кинокамер, фотоаппаратов. Учитель русского языка и литературы Вера Ключникова рассказала, какую аппаратуру использовали фронтовые операторы.

— Ученики нашей школы провели масштабную поисковую работу. Наши ребята узнали, что в годы войны наши операторы использовали хроникальный киносъемочный аппарат «Аймо». Кстати, он был основным инструментом антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, — уточнила Вера Ключникова. — Потом мы узнали, что операторы также использовали кинокамеры под названием «КС-4» и «КС-5». Это были копии «Аймо», которые в годы СССР выпускались заводом «Ленкинап».

Столичный преподаватель отметила смелость и бесстрашие кинооператоров в годы войны. Ведь порой они рисковали жизнью, чтобы запечатлеть важные для страны исторические события.

— Когда все солдаты забивались в окопы, они не боялись в полный рост встать спиной к врагу, чтобы запечатлеть на пленку подвиг советских солдат, — отметила Вера Ключникова. — Самое удивительное, что им приходилось менять пленку прямо во время боя, потому что ее хватало только на одну минуту. А это, как показывала практика, было непросто.

Некоторые из экспонатов она принесла в редакцию, чтобы показать участникам «Клуба учителей». Столичные педагоги увидели, как аппаратура фронтовых операторов выглядит внутри и снаружи.

Специальный корреспондент газеты «Вечерняя Москва» Сергей Шахиджанян дополнил выступление Веры Ключникой. На встрече педагогов он рассказал про оборудование, которое фотожурналисты использовали в Великую Отечественную войну.

— На полях сражений очень часто использовали дальномерный малоформатный фотоаппарат «ФЭД». Жесткая конструкция корпуса и высокая точность фокусировки давали возможность специалистам вести оперативную съемку, — отметил Сергей Шахиджанян.

Во время своего выступления он развеял один из мифов о фотографировании на фронтах сражений в годы Великой Отечественной войны.

— Многие считают, что фотографам разрешали беспрепятственно работать на передовой. Однако жесткие требования военной цензуры не позволяли этого делать, что, на мой взгляд, правильно. Подвергать опасности и фотографа, и солдат ради снимка — действительно очень глупо. Именно поэтому большинство фотографий солдат и военных действий были постановочными. Но тем не менее они передавали трагические и героические страницы летописи нашей страны, — рассказал Сергей Шахиджанян.

Внести свой вклад в приближение Победы над фашизмом стремились многие деятели искусств, в том числе советские артисты, писатели, художники. О них рассказала руководитель музыкально-литературно-художественного исторического музея Великой Отечественной войны Ольга Колина.

— Ребята из нашего музея провели интервью с такими советскими художниками, как Борис Неменский и Виктор Дмитриевский, композиторами Борисом Диевым и Тихоном Хренниковым. Особенно мы гордимся интервью с известной актрисой Лидией Смирновой, — поделилась руководитель музея, работающего на базе «Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость». По ее словам, интервью с Лидией Смирновой провели накануне ее 90-летия. Советская артистка подарила музею несколько своих архивных фотографий.

На встрече участников «Клуба учителей» старший методист городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Ирина Гусенко рассказала про образовательный ресурс «Вместе о Победе», созданный в помощь учителям для подготовки и проведения школьных и городских мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

— «Вместе о Победе» объединяет много полезных ресурсов, посвященных героическим событиям в российской истории. Например, на этом сайте можно узнать, какие патриотические проекты разработали педагоги и ученики столичных школ, а также посмотреть, какие проходят у них классные часы, — уточнила Ирина Гусенко. — Также на этом ресурсе можно найти стихи фронтовых поэтов в военное время, прочитать о том, как работали фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны, и даже посмотреть галерею 3D-конструкций известных и малоизвестных памятников нашей страны.

ЦИФРА

14 музеев столичные власти планируют подключить к проекту «Музеи — детям» в 2022 году.

МЕЖДУ ТЕМ

Музей считается одним из самых значимых социальных институтов, которые способствуют культурному развитию как подрастающего поколения, так и взрослых. Средства музейной педагогики помогают усилить вовлеченность людей в историю, сделать их образовательный процесс более увлекательным. Ведь то, что можно увидеть собственными глазами или даже потрогать, оставит больше воспоминаний, чем иллюстрации в учебнике по истории. Неслучайно музейную педагогику считают одной из самых инновационных технологий в образовательной среде. Сейчас уже выросло несколько поколений, для которых Великая Отечественная война — далекая история. Средства музейной педагогики помогут усвоить и не забыть этот трагичный и героический период нашей Родины.

Рекомендации