Артисты цирка репетируют номер. Михаил Золотов

Стать артистом цирка помогут мотивация и немного акробатики

  • Василиса Чернявская
  • 17.09.2019

Недавно российский цирк отметил вековой юбилей, а 15 сентября в районе Ростокино открылась цирковая школа заслуженного артиста Владимира Вавилова. Он и рассказал об особенностях цирковых профессий, навыках, для них необходимых, и об особенностях обучения.

— Владимир, давайте попробуем обрисовать общую картину в цирковом искусстве. Кто идет в эту сферу?

— Прежде всего дети, которые хотят волшебства, но в то же время готовы приложить усилия в профессиональном спорте. Многие школы набирают по принципу: ребенок должен уже многое уметь, хотя я с такой позицией не согласен. Любой талант можно раскрыть, даже если родители приводят мальчишек и девчонок с нулевой подготовкой. Если ребенок не владеет, к примеру, азами акробатики, их можно привить, попутно смотря на его другие способности. Если у него хорошо получается балансировать, то он может заняться жонглированием. Важно понимать, что цирк — это разноплановое искусство, где можно найти свою нишу.

— То есть в цирк могут прийти дети с разными данными и любого возраста? Могут в этот вид искусства податься старшеклассники? Не поздно ли начинать лет в 13–16?

— Да, здесь нет строгих ограничений, как в профессиональном спорте. Зачастую слышишь: мы уже не примем ребенка из-за возраста. В некоторых спортивных школах смотрят сначала на родителей: если те слишком высокие или крепкие, то могут отказать и детям. Звучит ответ: «Вы нам не подходите». Другая причина — возраст, после 9–10 лет уже сложно устроить ребенка как начинающего в спортшколу. В цирковых сообществах такого нет. Цирк — это игра, спорт и искусство вместе.

— Но есть и другие причины, почему родители выбирают для своих детей цирк как занятие?

— Безусловно! Посмотрите, как обилие электронных гаджетов и интернета приковывает внимание детей к виртуальной жизни.Ребенок остается сидеть на месте с компьютером, планшетом или телефоном, в результате может страдать его здоровье. Цирковые занятия помогают укрепить тело.

К физическим бонусам — ловкости, координации, умению группироваться при падениях — занятия дают хорошее эмоциональное развитие и психологическую устойчивость. Эти навыки крайне полезны и во взрослой жизни. А еще это хорошая порция веселья — костюмы, клоунада, смех во время тренировок, подвижные игры. Ребята — и взрослые, и не очень — получают массу положительных эмоций.

— Но ведь к вам могут прийти и ученики спортшкол?

— В том числе, и мы им очень рады. В последнее время к нам даже стали обращаться профессиональные спортсмены — фигуристы, хоккеисты, синхронисты, гимнасты — за разными навыками, которые предлагает наш вид искусства.

— А кто преподает в цирковых школах?

— Сами артисты цирка, причем многие — профессионалы в нескольких поколениях. Раньше они передавали таланты своим детям, теперь пошли дальше. Им хочется передать знания, умения, навыки следующим поколениям. Именно поэтому цирковые школы открываются при дворцах культуры, на частных площадках. Занятия проводятся и с воспитанниками детских домов, интернатов.

Надо ли тренеру заинтересовывать ученика?

— Здесь все индивидуально. Но нужно понимать, что тренер — не нянька. Некоторые родители не знают, куда пристроить ребенка, отдают на обучение, не обдумав и не обсудив это с самим сыном или дочерью. Важно его настроить на занятие, чтобы тренеру подхватить разгорающийся энтузиазм и уже дальше вести его к первым результатам. Есть, конечно, дети, которые сами горят идеей пойти в цирк. Но таких единицы. Все-таки здесь большая роль отводится именно позиции родителей, особенно если ребенок еще не знает, чего именно хочет от жизни.

— Владимир, а вы сами как своих детей в спорт вовлекали?

— Смотрел на их способности. Старшего, к примеру, отдал в фигурное катание, младший с четырех лет — в спортивной гимнастике. Для меня было важно наблюдать за их поведением. Младший любит подтягиваться, висеть где-то на детской площадке. В итоге пошел по моим стопам, и признался, что спортивная гимнастика — это его.

— Что является основой для циркового искусства?

— Прежде всего акробатика, на которую «наращиваем» другие способности — в жонглировании, эквилибристике, гимнастике.

— Когда ученик впервые начинает выступать на серьезных площадках?

— Для этого должно пройти 6–8 лет, чтобы дойти до профессиональных сцен и международных арен. Для таких упорных открываются и фестивали, и большие площадки. Занятия нельзя останавливать. Даже я в свои 46 лет не перестаю тренироваться, обучаться новым элементам. Можно сказать, что прыгаю 39 лет — в спорт пришел с семи. Это залог успеха не только выступлений в городе или на гастролях, но и тренировок с группами.

Рекомендации