Ученик кадетского класса Аполлон Гаврис с актрисой Ярой Марченко во время колядок

Трогательный музей отметил первый день рождения

  • Дмитрий Толкачев
  • 23.01.2023

Музей трогательного искусства «По сусекам», который расположился в старинных подвалах храма XVII века, отметил год своего существования. Его основной задачей стало не только показать деревенскую утварь, но и дать возможность посетителям потрогать ее и использовать по прямому назначению. Каждый желающий здесь может опробовать ткать, молоть в муку зерно на жерновах, ладить белье рубелем и даже носить воду на коромысле. Для этого даже устраиваются специальные мастер-классы, где показывают, как правильно это делать.

Когда проект только затевался, мало кто верил в его успех. Директор музея Елена Тюняева отмечает, что сначала она очень боялась, сомневалась, не понимала, куда двигаться. Но сегодня появилось видение того, что надо делать.

— В день рождения нас посетили около 50 человек, — говорит Елена. — С детишками, которые все обтрогали, общупали. Чаю напились. А потом собрались люди, которые участвовали в создании этого музея. Тут были и мастера, и коллекционеры, и дизайнеры, и друзья, которые поддерживали морально работу музея морально.

Одна из гостей праздника, Екатерина Морозова, заметила, что такие музеи сейчас очень нужны и очень полезны.

— Это очень вовремя. У меня ощущение, что у нас сейчас культурный кризис, — говорит она. — А тут — есть шанс на возрождение. Все можно потрогать, посмотреть, значит — у музея есть шанс. К сожалению, все это неизбежно уходит от нас. Мой ребенок уже не знает названий и назначения 90 процентов предметов, которые находятся тут. А историю свою обязательно нужно знать.

— И эта история говорит, что любой город возникал из деревни. Поэтому именно там надо искать основы быта. — Многие люди сейчас покупают дома, переделывают квартиры, — продолжает директор. — Так почему бы некоторые старинные вещи не использовать так, как это использовалось. Чтобы там появилась какая-то теплота, связь времен. И это сделает людей добрее, сподвигнет их что-то изучать.

Вечер проходил за чаепитием. Во главе стола, по старинному обычаю, стоял самовар.

А изюминкой празднования стали рождественские колядки, которые показала секция народного пения. Сначала раздался громкий стук в дверь, а потом появились и ряженые, которые привели с собой… козу. Но не настоящую, конечно, а наряженную ею актрису Яру Марченко.

— Как по морю-морю плывет листок.
Как на том листе нарисован
ясный месячек — то хозяину,
красно солнышко
— то хозяюшке, чисты звездочки
— то им деточкам…
А добро тому, кто в этом дому…, — спели ряженые.

А «Коза» сначала упала посреди музея. И для того, чтобы год сложился удачно, ее надо было оживить.

А после выступления каждый должен был расщедриться на подарок ряженым. Тогда, согласно народному поверью, и год обещает быть для него богатым и счастливым.

МЕЖДУ ТЕМ

Колядки — календарные обрядовые песни славян, древнеславянский аналог западноевропейских гимнов Рождеству. Они исполнялись в период между Рождеством и Крещением, а эти дни приходятся на период с 7 по 19 января. Все эти песни условно делятся на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Одни из них посвящаются Рождеству Христову, а вторые относятся к языческому культу плодородия. И посвящены они пожеланиям плодородия и богатства в новом году. Многие исследователи предполагают, что само слово «Коляда» обозначает имя. Именно так в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия.

Рекомендации