На мастер-классе резчиков по камню ребята на себе испытали, что работа мастера художественной обработки камня — это кропотливый труд

Заставят говорить даже камень

  • Иван Отвагин
  • 15.01.2024

Мы по привычке воспринимаем камень как нечто твердое и неизменное. Но в руках камнереза он превращается в рабочий материал, принимающий любые, угодные мастеру, формы.

Камни везде: ими вымощена улица, их вставляют в кольца, они побеждают ножницы, их вынимают из почек, да в конце концов, мы все живем на огромной каменной глыбе, что вращается в космосе вокруг Солнца. На состоявшейся в столице выставке «Ладья» каждый желающий мог попробовать себя в камнерезном искусстве, поучаствовав в мастер-классе от Кунгурского художественно-промышленного колледжа. Чем и занялся ваш юный корреспондент.

Среди мастер-классов на выставке сразу бросается в глаза стол, занятый кучей камней и разных инструментов. За столом сидит девушка Аня в старинном русском сарафане, с татуировками на руках и бордовыми волосами, а рядом с ней улыбчивый парень — это профессиональные наставники каждого, решившего ступить на путь резчика по камню. Первым делом нужно определиться, какое изделие должно получиться в конце. Потом карандашом нужно начертить на камне желаемые контуры — мне больше всего приглянулась форма сердечка. В заготовке уже заранее было проделано отверстие, но форма больше была похожа на прямоугольник.

Основным инструментом мастера художественной обработки камня является рашпиль. Он состоит из ручки и железной рабочей стороны, на которой вручную насекается несколько сотен зазубрин, обтесывающих камень.

— Рашпиль у каждого мастера один, потеряешь его — это только твоя вина, — предупредил меня студент Гоша, передавая свой рашпиль.

Использовав этот инструмент, можно добиться только грубой первичной обработки, поэтому нужно сменить его на напильник. У каждого мастера на выбор несколько разных напильников. После этого этапа камень действительно стал похож на сердце.

Затем Аня достала кучу разнообразных листов наждачной бумаги. Это заключительные этапы по шлифовке и полировке изделия. Весь принцип работы состоит в том, чтобы пройтись шершавой поверхностью наждачки по всем поверхностям камня. Так нужно сделать не менее трех раз, использовав бумагу разной «грубости». Она маркируется числом: чем ниже число, тем грубее наждак.

После трех этапов шлифовки на столе образовалась горка каменной пыли под тем местом, где постепенно создавалось гладкое сердечко. Потом мне придвинули лоток с водой для луч шей полировки и выдали самую нежную наждачную бумагу с номером 2000. После этого этапа сердечко стало максимально гладким, даже не верилось, что когда-то это был просто камень с дыркой.

Но это был еще не конец: Аня включила фен и покрыла мое изделие парафином, который служит для того, чтобы на камне были видны все естественные оттенки. В конце в отверстие продели ниточку и повязали мне на шею — так у меня появилось очень красивое, а главное — собственноручно изготовленное украшение из камня.

Чтобы стать лицензированным мастером-камнерезом, нужно учиться почти четыре года, за это время студенты учатся делать из камня буквально все: от зайцев до античных фигур. Эта профессия буквально позволяет творить чудеса, использовав лишь напильник и наждак.

Рекомендации